ОД Русский язык 72 ч 23-ТЭПС-1 

Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОД.01 Русский язык
по специальности СПО
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог

Срок обучения 3 года 10 месяцев
на базе основного общего образования
Форма обучения: очная

2023 г.

Рассмотрена на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от «31» августа 2023г.
Рассмотрена на заседании методической
комиссии гуманитарных дисциплин
Протокол № 1 от «30» августа 2023г.
Председатель МК ______/ Л. М. Хаженцева /

Утверждена
Директор ГБПОУ «КТТ и ЖТ»
____________ /В.А. Шахбазян/

Рабочая программа учебной дисциплины ОД.01 Русский язык разработана на
основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ (в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016); требований ФГОС среднего
общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, с изм. от 31
декабря 2015 г. N 1578, с изм. от 12 августа 2022г. № 732), примерной рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «Русский язык» для профессиональных образовательных
организаций базовый уровень (вариант 1), утвержденной на заседании Совета по оценке
содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социальногуманитарного циклов среднего профессионального образования Протокол 14 от 30 ноября
2022 г. В соответствии с требованиями: ФГОС СПО по специальности 23.02.06 Техническая
эксплуатация подвижного состава железных дорог, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации № 388 от 22 апреля 2014 года (ред. от
01.09.2022), зарегистр. Министерством юстиции (рег. № 32769 от 18 июня 2014г.),
укрупненная группа профессий 23.00.00 Техника и Технологии наземного транспорта.
Организация-разработчик:
Государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и
железнодорожного транспорта».
Авторы: ______________ / Л. А. Шипицына/ преподаватель ГБПОУ «КТТ и ЖТ»,
______________ / Л. М. Хаженцева/ преподаватель ГБПОУ «КТТ и ЖТ»
Рецензенты:
МП

МП

__________ _________________________________________
________________________________________
Занимаемая должность
________________________________________
Место работы
________________________________________
Квалификация по диплому

__________ _________________________________________
________________________________________
Занимаемая должность
________________________________________
Место работы
________________________________________
Квалификация по диплому

Содержание
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины...........................................10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .......................19
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины..............21

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы:
Общеобразовательная
дисциплина
«Русский
язык»
является
обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.06 Техническая
эксплуатация подвижного состава железных дорог.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Цель дисциплины «Русский язык»: сформировать у обучающихся знания
и умения в области языка, навыки их применения в практической
профессиональной деятельности.
1.2.2.
Планируемые
результаты
освоения
общеобразовательной
дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и
ПК.

Код и
наименование
формируемых
компетенций
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе
и команде

Планируемые результаты освоения
дисциплины
Общие
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных
ситуациях,
проявлять
творчество
и
воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого
человека;

Дисциплинарные (предметные)1
- уметь создавать устные монологические и диалогические
высказывания различных типов и жанров; употреблять
языковые средства в соответствии с речевой ситуацией
(объем устных монологических высказываний – не менее
100 слов, объем диалогического высказывания – не менее 78 реплик); уметь выступать публично, представлять
результаты
учебно-исследовательской
и проектной
деятельности;
использовать
образовательные
информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы
для решения учебных задач;
- сформировать представления об аспектах культуры речи:
нормативном, коммуникативном и этическом; сформировать
системы знаний о нормах современного русского
литературного языка и их основных видах (орфоэпические,
лексические,
грамматические,
стилистические;
уметь
применять
знание
норм современного
русского
литературного языка в речевой практике, корректировать
устные и письменные высказывания; обобщать знания об
основных правилах орфографии и пунктуации, уметь
применять правила орфографии и пунктуации в практике
письма; уметь работать со словарями и справочниками, в том
числе академическими словарями и справочниками в
электронном формате;
- уметь использовать правила русского речевого этикета в
социально-культурной,
учебно-научной,
официальноделовой сферах общения, в повседневном общении,
интернет-коммуникации.

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и
культурного контекста

В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта,
научного и технического творчества, спорта, труда и
общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды искусства,
традиции и творчество своего и других народов, ощущать
эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и общества
отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах искусства,
стремление проявлять качества творческой личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения, понимать
значение социальных знаков, распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчатьконфликты;

- сформировать представления о функциях русского языка в
современном мире (государственный язык Российской
Федерации, язык межнационального общения, один из
мировых языков); о русском языке как духовнонравственной и культурной ценности многонационального
народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и
истории, языка и личности; об отражении в русском языке
традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
сформировать ценностное отношение к русскому языку;
- сформировать знаний о признаках текста, его структуре, видах
информации в тексте; уметь понимать, анализировать и
комментировать основную и дополнительную, явную и
скрытую
(подтекстовую)
информацию
текстов,
воспринимаемых зрительно и (или) на слух; выявлять логикосмысловые отношения между предложениями в тексте; создавать
тексты разных функционально-смысловых типов; тексты научного,
публицистического, официально- делового стилей разных жанров
(объем сочинения не менее 150 слов);

- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств;

ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках

- наличие мотивации к обучению и личностному
развитию;
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию
своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры как
средства взаимодействия между людьми и познаниямира;

- уметь использовать разные виды чтения и аудирования,
приемы
информационно-смысловой
переработки
прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст,
графику, инфографику и другое (объем текста для чтения – 450500 слов; объем прослушанного или прочитанного текста для
пересказа от 250 до 300 слов); уметь создавать вторичные
тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое);
- обобщить знания о языке как системе, его основных
единицах и уровнях: обогащение словарного запаса,
расширение объема используемых в речи грамматических
языковых средств; уметь анализировать единицы разных
уровней, тексты разных функционально-смысловых типов,

- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
- овладение видами деятельности по получению нового
знания, его интерпретации, преобразованию и применению
в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами;
-осуществлять целенаправленный поиск переноса средств
и способов действия в профессиональную среду

функциональных разновидностей языка (разговорная речь,
функциональные стили, язык художественной литературы),
различной жанровой принадлежности; сформированность
представлений о формах существования национального
русского языка; знаний о признаках литературного языка и его
роли в обществе;
- обобщить знания о функциональных разновидностях языка:
разговорной
речи,
функциональных
стилях
(научный,
публицистический,
официально-деловой),
языке
художественной литературы; совершенствование умений
распознавать, анализировать и комментировать тексты
различных
функциональных
разновидностей
языка
(разговорная
речь,
функциональные
стили,
язык
художественной литературы);
- обобщить знания об изобразительно-выразительных
средствах русского языка; совершенствование умений
определять изобразительно-выразительные средства языка в
тексте

Виды деятельности и наименование компетенции
Виды деятельности

Код и наименование
компетенции
ПМ.01 Эксплуатация и техническое ПК 1.1. Эксплуатировать подвижной состав железных дорог.
обслуживание подвижного состава
ПК 1.2. Производить техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных
дорог в соответствии с требованиями технологических процессов.
ПК 1.3. Обеспечивать безопасность движения подвижного состава.

ПМ.02
Организация
коллектива исполнителей

деятельности ПК 2.1. Планировать и организовывать производственные работы коллективом исполнителей.
ПК 2.2. Планировать и организовывать мероприятия по соблюдению норм безопасных
условий труда.
ПК 2.3. Планировать и организовывать мероприятия по соблюдению норм безопасных
условий труда.
конструкторско- ПК 3.1. Оформлять техническую и технологическую документацию.

ПМ.03
Участие
в
технологической деятельности
подвижного состава)

(по

видам

ПМ.04 Выполнение работ по одной или
нескольким профессиям рабочих,
должностям служащих (Помощник
машиниста электровоза)

ПК 3.2. Разрабатывать технологические процессы на ремонт отдельных деталей и узлов
подвижного состава железных дорог в соответствии с нормативной документацией.
ПК 3.3. Выполнять ручную дуговую наплавку покрытым электродом различных деталей
ПК 3.4. Выполнять ручную дуговую резку металла плавящимся покрытым электродом
ПК 4.1 Проверять взаимодействие узлов локомотива
ПК 4.2 Производить монтаж, разборку, соединение и регулировку частей ремонтируемого
объекта локомотива
ПК 4.3 Осуществлять приемку и подготовку локомотива к рейсу.
ПК 4.4 Обеспечивать управление локомотивом.
ПК 4.5 Осуществлять контроль работы устройств, узлов и агрегатов локомотива.

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные результаты в соответствии с
требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР) для базового уровня изучения
Коды
результатов
ЛР 01
ЛР 04
ЛР 06

Планируемые результаты освоения дисциплины включают:
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных
символов (герб, флаг, гимн)
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять
идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам и другим негативным социальным явлениям

ЛР 07
ЛР 09
ЛР 13

навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к
профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

Объем в часах
72

в т.ч.
1. Основное содержание

65

в т. ч.:
теоретическое обучение

55

практические занятия

8

контрольные работы

2

2. Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного
модуля)
в т. ч.:

7

теоретическое обучение

6

практические занятия

1

Промежуточная аттестация (экзамен)

6

2.1. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование разделов Содержание учебного материала (основное и профессиональнои тем
ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
модуль (при наличии)
1

2
Основное содержание
Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.
Тема 1.1. Основные Основное содержание
функции языка в
Язык как средство общения. Основные функции языка в современном обществе.
современном обществе Происхождение языка (различные гипотезы). Язык как естественная и
небиологическая система знаков. Язык и мышление. Языковая и речевая
компетенция. Русский язык в современном мире. Социальная природа языка.
Этапы культурного развития языка. Основные принципы русской орфографии:
морфологический, фонетический, исторический. Реформы русской орфографии.
Самостоятельная работа:
1. Доклад и презентация: «Вклад М. В. Ломоносова (Ф. Ф. Фортунатова, Д. Н.
Ушакова, Л. В. Щербы, А. А. Реформатского, В. В. Виноградова и др., по выбору)
в изучение русского языка».
Тема 1.2 Происхождение Основное содержание
русского языка.
Происхождение русского языка. Этапы формирования русской лексики.
Индоевропейская
Заимствования из различных языков как показатель межкультурных связей.
языковая семья. Этапы Признаки заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов.
формирования русской Правописание и произношение заимствованных слов. Заимствованные слова в
лексики
профессиональной лексике. Словарь специальности.
Самостоятельная работа:
2. Сообщение: «Из истории славянской письменности».

Объем
часов
3
3
1

Формируемые
компетенции
4

ОК 05, ЛР 01, ЛР 04

1

1

1

ОК 05 ЛР 06, ЛР 07, ЛР
09, ЛР 13

Тема 1.3. Язык как
система знаков

Основное содержание
Язык как система знаков. Структура языкового знака. Слово и его значение.
Лексическое и грамматическое значение слова. Звук и буква. Уровни языковой
системы и единицы этих уровней. Принципы выделения частей речи в русском
языке.
Самостоятельная работа:
3. Доклад: «А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного
языка»
Раздел 2. Фонетика, морфология и орфография
Тема 2.1. Фонетика и Основное содержание
орфоэпия
Фонетика и орфоэпия. Звуки и буквы. Соотношение звука и фонемы, звука и
буквы. Чередования звуков: позиционные и исторические. Основные виды
языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические).
Основные правила произношения гласных, согласных звуков. Характеристика
русского ударения (разноместное, подвижное). Орфоэпия и орфоэпические
нормы. Правописание гласных в корне слова: проверяемые, непроверяемые.
Чередование гласных в корне.
Практическое занятие № 1. Орфография. Правописание корней. Безударные
гласные в корне слова: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся.
Самостоятельная работа:
4. Доклад и презентация: «Характеристика гласных и согласных звуков в слове».
5. Сообщение «Новое в нормах ударения».
6. Презентация: «Орфоэпические словари».
7. Составление тестов: «Правописание безударных гласных, звонких и глухих
согласных».
Тема 2.2. Морфемика и Основное содержание
словообразование
Морфемная структура слова. Морфема как единица языка. Классификация
морфем: корневые и служебные. Словообразование. Морфологические и
неморфологические способы словообразования. Формообразование.
Правописание приставок на –З(-С), ПРЕ-/ПРИ-, гласных после приставок.
Употребление буквы Ь и буквы Ъ. Правописание гласных после шипящих.

1

ОК 05, ЛР 01, ЛР 04

1

41
3

ОК 04; ОК 05, ЛР 01, ЛР
04, ЛР 13

2

1

6
ОК 04; ОК 05, ЛР 01, ЛР
04, ЛР 06
5

Тема 2.3. Имя
существительное как
часть речи.

Практическое занятие № 2. Применение орфографических правил в письменной
речи.
Самостоятельная работа:
8. Составление тестов: «Правописание приставок».
Основное содержание
Лексико-грамматические разряды существительных: конкретные, абстрактные,
вещественные, собирательные, единичные. Род, число, склонение и падеж
существительных. Правописание окончаний существительных. Гласные в
суффиксах существительных. Правописание сложных имен существительных.
Самостоятельная работа:
9. Презентация: «Несклоняемые существительные».
10. Доклад: «Существительные общего рода».
11. Составление словарного диктанта: «Дефисное написание существительных».
Основное содержание

Тема 2.4. Имя
прилагательное как часть Лексико-грамматические разряды прилагательных. Степени сравнения имен
речи.
прилагательных. Полная и краткая форма имен прилагательных. Семантико-

стилистические различия между краткими и полными формами. Грамматические
категории имени прилагательного: род, число, падеж. Правописание окончаний и
суффиксов прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных.
Правописание сложных имен прилагательных.
Практическое занятие № 3. Работа над орфографическими навыками.
Правописание суффиксов и окончаний имен существительных. Правописание
сложных имен существительных. Правописание суффиксов и окончаний имен
прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. Правописание Н
и НН в прилагательных.
Самостоятельная работа:
12. Презентация: «Правописание сложных слов».
Тема 2.5. Имя
Основное содержание
числительное как часть Разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные.
речи.
Склонение имен числительных. Лексическая сочетаемость собирательных
числительных.

1

4
4

ОК 04; ОК 05, ЛР 01, ЛР
04, ЛР 06

5
ОК 04; ОК 05, ЛР 01, ЛР
04, ЛР 06
4

1

3
3

ОК 04; ОК 05, ЛР 01, ЛР
04, ЛР 06

Самостоятельная работа:
13. Сообщение: «Ошибки при использовании имён числительных в речи».
Тема 2.6. Местоимение Основное содержание
как часть речи.
Разряды местоимений по семантике: личные, возвратное, притяжательные,
вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, указательные,
определительные. Дефисное написание местоимений. Правописание
местоимений.
Контрольная работа № 1 по разделу: «Фонетика, морфология и орфография».
Самостоятельная работа:
14. Сообщение: «Употребление местоимений и местоименных наречий как
средства связи предложений».
Тема 2.7. Глагол как часть Основное содержание
речи.
Грамматические признаки глагола. (вид, переходность, залог, наклонение, время,
лицо, число, род) Правописание суффиксов глагола. Основа настоящего
(будущего) времени глагола и основа инфинитива (прошедшего времени); их
формообразующие функции. Правописание окончаний глаголов.
Самостоятельная работа:
15. Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ.
Тема 2.8. Причастие и Основное содержание
деепричастие как особые Образование действительных и страдательных причастий. Краткие и полные
формы глагола
формы причастий. Правописание окончаний и суффиксов причастий.
Правописание не с причастиями. Правописание –Н - и -НН- в причастиях и
отглагольных прилагательных. Образование деепричастий совершенного и
несовершенного вида. Правописание суффиксов деепричастий.
Практическое занятие № 4 Наблюдение над функционированием правил
орфографии в образцах письменных текстов. Правописание суффиксов и
окончаний глаголов и причастий. Правописание Н и НН в прилагательных и
причастиях. Правописание не с причастиями, с глаголами, деепричастиями.
Самостоятельная работа:
16. Выполнение тестовых заданий ЕГЭ: «Правописание суффиксов причастий и
окончаний глаголов».
17. Составление словарного диктанта: «Правописание НЕ с разными частями

3
2

ОК 04; ОК 05, ЛР 01, ЛР
04, ЛР 06

1

2
2

ОК 04; ОК 05, ЛР 01, ЛР
04, ЛР 06

6
ОК 04; ОК 05, ЛР 01, ЛР
04, ЛР 06
5

1

речи».
18. Выполнение тестовых заданий ЕГЭ: «Правописание НЕ с причастиями».
19. Составление тестов: «НН и Н в словах разных частей речи» и их выполнение
разных частей речи».
Основное содержание

Тема 2.9. Наречие как
часть речи. Служебные
Грамматические признаки наречий. Степени сравнении качественных наречий.
части речи.
Правописание наречий. НЕ с наречиями. Предлог как часть речи. Разряды
предлогов по семантике, структуре и способам образования. Правописание
предлогов. Союз как часть речи. Сочинительные и подчинительные союзы.
Правописание союзов. Частица как часть речи. Правописание частиц НЕ И НИ с
разными частями речи.
Практическое занятие № 5 Слитное, дефисное, раздельное написание слов.
Самостоятельная работа:
20. Сообщение: «Особенности употребления предлогов в речи».
21. Сообщение: «Употребление союзов в речи. Выразительные возможности
союзов».
22. Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ.
23. Составление схемы – алгоритма: «Употребление НЕ-НИ с разными частями
речи».
Раздел 3. Синтаксис и пунктуация
Тема 3.1. Основные
единицы синтаксиса

Основное содержание
Строение словосочетания. Способы связи. Сочинительная и подчинительная
связь. Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Согласование
сказуемого с подлежащим. Тире между подлежащим и сказуемым.
Односоставные и неполные предложения.
Практическое занятие № 6 Нахождение грамматической основы в двусоставном
и односоставном предложении.
Самостоятельная работа:
24. Сообщение: «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым».

9

ОК 04; ОК 05, ЛР 01, ЛР
04, ЛР 06

8

1

21

ОК 04; ОК 05; ОК 09, ЛР
01, ЛР 04, ЛР 06

5
ОК 04; ОК 05; ОК 09, ЛР
01, ЛР 04, ЛР 06
4

1

Тема 3.2 Второстепенные Основное содержание
члены предложения Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство,
дополнение). Предложения с однородными членами и знаки препинания в них.
Обобщающие слова при однородных членах предложения. Обособленные и
необособленные определения. Нарушение в построении предложения с
причастным оборотом. Обособленные приложения. Обособленные
обстоятельства. Построение предложения с деепричастным оборотом.
Обособленные дополнения. Обособление уточняющих членов предложения,
оборотов со значением пояснения или присоединения. Знаки препинания при
сравнительных оборотах, обращении, вводных словах.
Практическое занятие № 7 Знаки препинания в предложениях с обособленными
членами и при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения.
Самостоятельная работа:
25. Доклад: «Предложения с однородными членами и их функции в речи».
26. Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ по теме: «Ошибка в построении
предложения с однородными членами».
27. Выполнение тестовых заданий ЕГЭ: «Грамматические и синтаксические
особенности при употреблении причастных оборотов» (в формате ЕГЭ).
28. Выполнение тестовых заданий ЕГЭ: «Знаки препинания при вводных словах и
вставных конструкциях». (В формате ЕГЭ ).
29. Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ по теме: «Синтаксические
нормы. Нормы согласования. Нормы управления.
Тема 3.3. Сложное
Основное содержание
предложение
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Основные группы
придаточных предложений. Знаки препинания в сложноподчиненном
предложении с одним придаточным. Знаки препинания в сложноподчиненном
предложении с несколькими придаточными. Знаки препинания в бессоюзном
сложном предложении. Сложные предложения с разными видами связи. Способы
передачи чужой речи. Ошибки в построении предложения с косвенной речью

8
ОК 04; ОК 05, ЛР 01, ЛР
04, ЛР 06, ЛР 07
7

1

8

6

ОК 05; ОК 09, ЛР 01, ЛР
04, ЛР 06, ЛР 07

Практическое занятие № 8 Знаки препинания в сложном предложении. Знаки
препинания в сложносочиненных предложениях. Знаки препинания в
сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в бессоюзных сложных
предложениях. Знаки препинания в предложения с прямой речью. Знаки
препинания при диалогах. Правила оформления цитат.
Контрольная работа № 2 по разделу: «Синтаксис и пунктуация».
Самостоятельная работа:
30. Сообщение: «Сочинительная связь, её признаки».
31.Презентация: «Нормы построения сложных предложений и распространенные
ошибки».
32. «Грамматические ошибки с нарушением синтаксической нормы» (в формате
ЕГЭ).
Прикладной модуль. Раздел 4. Особенности профессиональной коммуникации
Тема 4.1. Язык как
средство
профессиональной,
социальной и
межкультурной
коммуникации

Профессионально-ориентированное содержание
Основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический).
Языковые и речевые нормы. Речевые формулы. Речевой этикет.
Самостоятельная работа:
33. Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ на тему: «Языковые и речевые
нормы».

Тема 4.2.
Профессионально-ориентированное содержание
Коммуникативный аспект Функциональные стили русского литературного языка как типовые
культуры речи
коммуникативные ситуации. Язык художественной литературы и литературный
язык. Индивидуальные стили в рамках языка художественной литературы.
Разговорная речь и устная речь. Изобразительные возможности синонимов,
антонимов, омонимов, паронимов. Паронимы и их употребление.
Художественные средства выразительности.
Практическое занятие № 9 Лексические нормы. Возможности лексики в
различных функциональных стилях. Изобразительные возможности синонимов,
антонимов, омонимов, паронимов. Проблемы использования синонимов,
омонимов, паронимов. Паронимы и их употребление Лексика, ограниченная по
сфере использования (историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы,

1

1

7
1
1

4

3

1

ОК 04; ОК 05; ОК
09, ЛР 01, ЛР 04, ЛР 06,
ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13,
ПК 1.1-ПК 1.3,
ПК 2.1- ПК 2.2,
ПК 3.1 - 3.2,
ПК 4.1 – 4.5
ОК 04; ОК 05; ОК
09, ЛР 01, ЛР 04, ЛР 06,
ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13,
ПК 1.1-ПК 1.3,
ПК 2.1- ПК 2.2,
ПК 3.1 - 3.2,
ПК 4.1 – 4.5

профессионализмы, жаргонизмы) Художественные средства выразительности.

Самостоятельная работа:
34. Сообщение: Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ «Исследование
явления паронимии в русском языке».
35. Доклад и презентация: «Изобразительные возможности синонимов,
антонимов, омонимов, паронимов».
36. Презентация: «Лексические ошибки».
Тема 4.3. Научный стиль Профессионально-ориентированное содержание

Научный стиль и его подстили. Профессиональная речь и терминология. Виды
терминов (общенаучные, частнонаучные и технологические)
Тема 4.4. Деловой стиль Профессионально-ориентированное содержание
Виды документов. Виды и формы деловой коммуникации. Предмет деловой
переписки. Виды деловых писем. Рекламные тексты в профессиональной
деятельности

Промежуточная аттестация (Экзамен)
Всего:

1

1

1
1

6
78

ОК 04; ОК 05; ОК
09, ЛР 01, ЛР 04, ЛР 06,
ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13,
ПК 1.1-ПК 1.3,
ПК 2.1- ПК 2.2,
ПК 3.1 - 3.2,
ПК 4.1 – 4.5
ОК 04; ОК 05; ОК
09, ЛР 01, ЛР 04, ЛР 06,
ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13,
ПК 1.1-ПК 1.3,
ПК 2.1- ПК 2.2,
ПК 3.1 - 3.2,
ПК 4.1 – 4.5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы предусмотрен кабинет русского языка и
литературы.
Оборудование учебного кабинета:
− посадочные места по количеству обучающихся;
− рабочее место преподавателя;
− комплект учебно-наглядных пособий;
− комплект электронных видеоматериалов;
− задания для контрольных работ;
− профессионально ориентированные задания;
− материалы экзамена.
Технические средства обучения:
− персональный
компьютер
обеспечением;
− проектор с экраном.

с

лицензионным

программным

Залы:
Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Русский язык: 10-11 классы: базовый уровень: учебник / Л. М.
Рыбченкова, О. М. Александрова, А. Г. Нарушевич [и др.]. — 5-е изд. —
Москва: Просвещение, 2023. — 272 c. — ISBN 978-5-09-103553-7. — Текст:
электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО
PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/132458
3.2.2. Дополнительные источники
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для
использования в учебном процессе образовательных учреждений среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования – 4-е изд., стер. – Москва: Академия,
2021. - 409 с.
2. Батурина, О. А. Русский язык: учебно-методическое пособие для
практических занятий и самостоятельной работы студентов 1 курса факультета
СПО / О. А. Батурина. — Брянск: Брянский государственный аграрный
университет, 2018. — 112 c. — ISBN 2227-8397. — Текст: электронный //

Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование
: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/107921
3. Грибанская, Е. Э. Русский язык и культура речи : учебно-практическое
пособие / Е. Э. Грибанская, Л. Н. Береснева. — Москва : Российский
государственный университет правосудия, 2018. — 140 c. — ISBN 978-593916-658-4. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой
образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL:
https://profspo.ru/books/78310
4. Карпенко, А. А. Русский язык: учебное пособие / А. А. Карпенко, Д. В.
Павленко. — Новосибирск: Новосибирский государственный технический
университет, 2019. — 232 c. — ISBN 978-5-7782-3818-3. — Текст: электронный
// Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО
PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/98733
5. Махонь. С. В. Русский язык : пособие для подготовки к
централизованному тестированию и экзамену / С. В. Махонь, Л. Р. СупрунБелевич, Р. Г. Чечет. — 2-е изд. — Минск: Тетралит, 2018. — 352 c. — ISBN
978-985-7171-16-3. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой
образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL:
https://profspo.ru/books/88841
6. Степанова, М. И. Лингвистический анализ текста: учебнометодическое пособие / М. И. Степанова. — Таганрог: Таганрогский институт
управления и экономики, 2017. — 132 c. — Текст: электронный // Электронный
ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. —
URL: https://profspo.ru/books/108086

4. Контроль и оценка результатов освоения
общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты,
усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на
формирование общих и профессиональных компетенций.
Общая/профессиональная
компетенция
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста
ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках

ПК 1.1-ПК 1.3,
ПК 2.1- ПК 2.2,
ПК 3.1 - 3.2,
ПК 4.1 – 4.5

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятий

Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, 2.4, 2.5,
2.6, 2.7, 2.8, 2.9
Р 3, Темы 3.1., 3.2
Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/с

Устный опрос
Тестирование,
Лингвистические задачи
Деловые игры
Практические работы
Выполнение
экзаменационного
теста
Практические работы
Контрольные работы
Диктанты
Разноуровневые задания
Фронтальный опрос
Выполнение экзаменационного
теста

Р 1, Темы 1.1, 1.2, 1.3
Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, .2.4, 2.5,
2.6, 2.7, 2.8, 2.9
Р 3, Темы 3.1., 3.2, 3.3
Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/

Р 3, Темы 3.3
Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/

Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/

Сочинения/Изложения/Эссе
Аннотации
Тезисы
Конспекты
Рефераты
Сообщения
Практические работы
Выполнение экзаменационного
теста
Устный опрос
Фронтальный контроль
Индивидуальный контроль
Анализ публичного выступления
Практические работы
Выполнение
экзаменационного
теста


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».