РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык» (базовый уровень) профиль обучения: технологический для профессиональных образовательных организаций МЛ 2023 г. 1 СОДЕРЖАНИЕ 1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Русский язык» ................................................................................................. 4 2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ........................................... 8 3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины .......................... 16 4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины...............22 2 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «Русский язык» является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам 1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины: Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций: ОК1, ОК2, ОК4,ОК6, ОК 7, ОК8 по профессии 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР) Код личностных результатов реализации программы воспитания ЛР 1 ЛР 2 ЛР 3 ЛР 4 ЛР 5 ЛР 6 ЛР 7 ЛР 8 ЛР 9 Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий 3 ЛР 10 ЛР 11 ЛР 12 Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности ЛР 13 ЛР 14 ЛР 15 ЛР 16 ЛР 17 ЛР 18 ЛР 19 ЛР 20 ЛР 21 ЛР 22 ЛР 23 психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды, сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий. Приобретение обучающимся навыка оценки информации в цифровой среде, ее достоверность, способности строить логические умозаключения на основании поступающей информации и данных. Приобретение обучающимися социально значимых знаний о нормах и традициях поведения человека как гражданина и патриота своего Отечества. Приобретение обучающимися социально значимых знаний о правилах ведения экологического образа жизни о нормах и традициях трудовой деятельности человека о нормах и традициях поведения человека в многонациональном, многокультурном обществе. Ценностное отношение обучающихся к своему Отечеству, к своей малой и большой Родине, уважительного отношения к ее истории и ответственного отношения к ее современности. Ценностное отношение обучающихся к людям иной национальности, веры, культуры; уважительного отношения к их взглядам. Уважительное отношения обучающихся к результатам собственного и чужого труда. Ценностное отношение обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих, ЗОЖ и здоровой окружающей среде и т.д. Приобретение обучающимися опыта личной ответственности за развитие группы обучающихся. Приобретение навыков общения и самоуправления. Получение обучающимися возможности самораскрытия и самореализация личности. Ценностное отношение обучающихся к культуре, и искусству, к культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии. 4 Код и наименование формируемых компетенций ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде Планируемые результаты освоения дисциплины Общие - готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека; Дисциплинарные (предметные)1 - уметь создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объем устных монологических высказываний – не менее 100 слов, объем диалогического высказывания – не менее 78 реплик); уметь выступать публично, представлять результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности; использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач; - сформировать представления об аспектах культуры речи: нормативном, коммуникативном и этическом; сформировать системы знаний о номах современного русского литературного языка и их основных видах (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические; уметь применять знание норм современного русского литературного языка в речевой практике, корректировать устные и письменные высказывания; обобщать знания об основных правилах орфографии и пунктуации, уметь применять правила орфографии и пунктуации в практике письма; уметь работать со словарями и справочниками, в том числе академическими словарями и справочниками в электронном формате; - уметь использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официальноделовой сферах общения, в повседневном общении, интернет-коммуникации. 1 Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО от 17.05.2012г. № 413 (в последней редакции от 12.08.2022) 5 ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста В области эстетического воспитания: - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений; - способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; - убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; - готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение: - осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчатьконфликты; - сформировать представления о функциях русского языка в современном мире (государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения, один из мировых языков); о русском языке как духовнонравственной и культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей; сформировать ценностное отношение к русскому языку; - сформировать знаний о признаках текста, его структуре, видах информации в тексте; уметь понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух; выявлять логикосмысловые отношения между предложениями в тексте; создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты научного, публицистического, официально- делового стилей разных жанров (объем сочинения не менее 150 слов); - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках - наличие мотивации к обучению и личностному развитию; В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познаниямира; - уметь использовать разные виды чтения и аудирования, приемы информационно-смысловой переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другое (объем текста для чтения – 450500 слов; объем прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов); уметь создавать вторичные тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое); - обобщить знания о языке как системе, его основных единицах и уровнях: обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств; уметь анализировать единицы разных уровней, тексты разных функционально-смысловых типов, 6 - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; - формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; -осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы), различной жанровой принадлежности; сформированность представлений о формах существования национального русского языка; знаний о признаках литературного языка и его роли в обществе; - обобщить знания о функциональных разновидностях языка: разговорной речи, функциональных стилях (научный, публицистический, официально-деловой), языке художественной литературы; совершенствование умений распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы); - обобщить знания об изобразительно-выразительных средствах русского языка; совершенствование умений определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте Основные виды деятельности и профессиональные компетенции ВПД 1 Организация перевозочного процесса (по видам). ПК.1.1 Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками. ПК.1.2 Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций. ПК.1.3 Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса. ВПД 2 Организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам). ПК.2.1 Организовывать работу персонала по планированию и организации перевозочного процесса. 7 ПК.2.2 Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредством применения нормативноправовых документов. ПК.2.3 Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса. ВПД 3 Организация транспортно-логистической деятельности (по видам). ПК. 3.1 Организовывать работу персонала по обработке перевозочных документов и осуществлению расчетов за услуги, предоставляемые транспортными организациями. ПК.3.2 Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической концепции и организовывать рациональную переработку грузов. ПК.3.3 Применять в профессиональной деятельности основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика. 8 2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы дисциплины Объем в часах 108 В т.ч. 1. Основное содержание 72 в т. ч.: теоретическое обучение 55 практические занятия 8 контрольные работы 2 2. Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) 7 в т. ч.: теоретическое обучение 6 практические занятия 1 Промежуточная аттестация (экзамен) 6 8 2.2. Тематический план и содержание дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) 1 2 Основное содержание Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Тема 1.1. Основные функции языка в современном обществе Тема 1.2 Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Основное содержание Язык как средство общения. Основные функции языка в современном обществе. Происхождение языка (различные гипотезы). Язык как естественная и небиологическая система знаков. Язык и мышление. Языковая и речевая компетенция. Русский язык в современном мире. Социальная природа языка. Этапы культурного развития языка. Основные принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, исторический. Реформы русской орфографии Самостоятельная работа 1. Доклад и презентация: «Вклад М. В. Ломоносова (Ф. Ф. Фортунатова, Д. Н. Ушакова, Л. В. Щербы, А. А. Реформатского, В. В. Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка». Объем часов Формируемые компетенции 3 4 3 ЛР 01, ЛР 04, ОК 05 ЛР 01, ЛР 04, ОК 05 1 1 1 Основное содержание 1 ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13, ОК 05 10 Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы формирования русской лексики. Заимствования из различных языков как показатель межкультурных связей. Признаки заимствованного слова. Этапы освоения заимствованных слов. Правописание и произношение заимствованных слов. Заимствованные слова в профессиональной лексике. Словарь специальности Самостоятельная работа 2. Сообщение: «Из истории славянской письменности». Основное содержание Тема 1.3. Язык как система Язык как система знаков. Структура языкового знака. Слово и его значение. знаков Лексическое и грамматическое значение слова. Звук и буква. Уровни языковой системы и единицы этих уровней. Принципы выделения частей речи в русском языке Самостоятельная работа 3. Доклад: «А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного языка» Раздел 2. Фонетика, морфология и орфография Этапы формирования русской лексики 1 1 1 1 44 Тема 2.1. Фонетика и орфоэпия Основное содержание 4 Фонетика и орфоэпия. Звуки и буквы. Соотношение звука и фонемы, звука и буквы. Чередования звуков: позиционные и исторические. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические). Основные правила произношения гласных, согласных звуков. Характеристика русского ударения (разноместное, подвижное). Орфоэпия и орфоэпические нормы. Правописание гласных в корне слова: проверяемые, непроверяемые. Чередование гласных в корне Практическое занятие: 1 Орфография. П р а в о п и с а н и е к о р н е й . Безударные гласные в корне слова: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся ОК 05 ЛР 11, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 18, ЛР 23, ОК 04; ОК 05 ЛР 11, ЛР 11, ЛР 13, ЛР 18, ЛР 23, ОК 04; ОК 05 3 1 11 Тема 2.2. Морфемика и словообразование Самостоятельная работа 4. Доклад и презентация: «Характеристика гласных и согласных звуков в слове». 5. Сообщение «Новое в нормах ударения»; 6. Презентация: «Орфоэпические словари» 7. Составление тестов: «Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных». Основное содержание Морфемная структура слова. Морфема как единица языка. Классификация морфем: корневые и служебные. Словообразование. Морфологические способы словообразования. Неморфологические способы словообразования. Формообразование. Правописание приставок на –З(-С), ПРЕ-/ПРИ-. Правописание на стыке корня и приставки. Правописание гласных после шипящих. Практическое занятие: Правописание приставок и на стыке корня и приставки 2 Самостоятельная работа 8. Составление тестов: «Правописание приставок». Тема 2.3. Имя существительное как часть речи. Тема 2.4. Имя Основное содержание Лексико-грамматические разряды существительных: конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные, единичные. Род, число, склонение и падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний существительных. Правописание суффиксов существительных. Правописание сложных имен существительных. Самостоятельная работа 9. Презентация: «Несклоняемые существительные» 10. Доклад: «Существительные общего рода». 11. Составление словарного диктанта: «Дефисное написание существительных». Основное содержание 4 5 ОК 04; ОК 05 4 1 1 1 4 ОК 04; ОК 05 4 3 5 ОК 04; ОК 05 12 прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды прилагательных. Разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Степени сравнения имен прилагательных. Полная и краткая форма имен прилагательных. Семантикостилистические различия между краткими и полными формами. Грамматические категории имени прилагательного: род, число, падеж. Правописание окончаний прилагательных Правописание суффиксов прилагательных. Правописание Н и НН в прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. Практическое занятие: 5 Работа над орфографическими навыками. Правописание суффиксов и окончаний имен существительных. Правописание сложных имен 3 существительных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. Правописание Н и НН в прилагательных Самостоятельная работа 1 12. Презентация: «Правописание сложных слов». Тема 2.5. Имя числительное как часть речи. Основное содержание Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные, порядковые, собирательные. Склонение имен числительных. Лексическая сочетаемость собирательных числительных. 1 1 3 ОК 04; ОК 05 3 Самостоятельная работа 13. Сообщение: «Ошибки при использовании имён числительных в речи» Тема 2.6. Местоимение как часть речи. Основное содержание Разряды местоимений: личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные. Правописание местоимений. Дефисное написание местоимений. Контрольная работа №1 по разделу: «Фонетика, морфология и орфография» Самостоятельная работа 1 2 ОК 04; ОК 05 2 1 13 14. Сообщение: «Употребление местоимений и местоименных наречий как средства связи предложений» Тема 2.7. Глагол как часть речи. Тема 2.8. Причастие и деепричастие как особые формы глагола Основное содержание Грамматические признаки глагола (вид, переходность, залог, наклонение, время, лицо, число, род). Основа настоящего (будущего) времени глагола и основа инфинитива (прошедшего времени); их формообразующие функции. Правописание суффиксов глаголов. Правописание окончаний глаголов. Самостоятельная работа 15. Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ Основное содержание Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов причастий. Правописание окончаний причастий. Краткие и полные формы причастий. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Правописание не с причастиями. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание суффиксов деепричастий. Практическое занятие: 4 Наблюдение над функционированием правил орфографии в образцах письменных текстов. Правописание суффиксов и окончаний глаголов и причастий. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Правописание не с причастиями, с глаголами, деепричастиями. 1 2 ОК 04; ОК 05 2 1 7 ОК 04; ОК 05 6 1 1 Самостоятельная работа 16..Выполнение тестовых заданий ЕГЭ: «Правописание суффиксов причастий и окончаний глаголов» 17. Составление словарного диктанта: «Правописание НЕ с разными частями речи». 4 18. Выполнение тестовых заданий ЕГЭ: «Правописание НЕ с причастиями» 14 19. Составление тестов: «НН и Н в словах разных частей речи» и их выполнение разных частей речи» Тема 2.9. Наречие как часть речи. Служебные части речи. Основное содержание Грамматические признаки наречий. Разряды наречий по семантике и способам образования, местоименные наречия. Степени сравнении качественных наречий. Правописание наречий. НЕ с наречиями. Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Союз как часть речи. Разряды союзов по семантике, структуре и способам образования. Сочинительные и подчинительные союзы. Правописание союзов. Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частицы НЕ и НИ с разными частями речи. Практическое занятие: 5 Слитное, дефисное, раздельное написание слов 10 ОК 04; ОК 05 9 1 1 Самостоятельная работа 20. Сообщение: «Особенности употребления предлогов в речи» 21. Сообщение: «Употребление союзов в речи. Выразительные возможности союзов» 22. Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ 23. Составление схемы – алгоритма: «Употребление НЕ-НИ с разными частями речи» Раздел 3. Синтаксис и пунктуация Тема 3.1. Основные единицы синтаксиса. Основное содержание Словосочетание. Строение словосочетания. Способы связи.: согласование, управление, примыкание. Простое предложение. Односоставное и двусоставное предложения. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Односоставные предложения. Неполные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения 4 18 5 ОК 04; ОК 05; ОК 09 ОК 04; ОК 05 4 15 Практическое занятие: Нахождение грамматической основы в двусоставном и односоставном 6 предложении. Знаки препинания в простом предложении Самостоятельная работа 24. Сообщение: «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым» Тема 3.2 Второстепенные члены предложения. Основное содержание Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Осложненные предложения. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Обособленные и необособленные определения. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Построение предложения с деепричастным оборотом. Общие условия обособления (позиция, степень распространенности и др.). Условия обособления определений, приложений, обстоятельств. Обособление уточняющих членов предложения, оборотов со значением пояснения или присоединения. Знаки препинания при сравнительных оборотах, обращении, вводных словах Практическое занятие: Расстановка знаков препинания в предложениях с обособленными 7 членами и при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения Самостоятельная работа 25. Доклад: «Предложения с однородными членами и их функции в речи». 26. Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ по теме: «Ошибка в построении предложения с однородными членами» 27. Выполнение тестовых заданий ЕГЭ: «Грамматические и синтаксические особенности при употреблении причастных оборотов»(в формате ЕГЭ) 28. Выполнение тестовых заданий ЕГЭ: «Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях». (В формате ЕГЭ ). 1 1 1 7 ОК 04; ОК 05 6 1 1 4 16 Тема 3.3. Сложное предложение Основное содержание Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению (предложения союзные и бессоюзные; сочиненные и подчиненные). Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Бессоюзные сложные предложения. Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой и косвенной речью как способ передачи чужой речи. Ошибки в построении предложения с косвенной речью Практическое занятие: Расстановка знаков препинания в сложном предложении Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в бессоюзных 8 сложных предложениях. Знаки препинания в предложения с прямой речью. Знаки препинания при диалогах. Правила оформления цитат 8 Контрольная работа №2 по разделу: «Синтаксис и пунктуация» 1 ОК 05; ОК 09 6 1 Самостоятельная работа 29. Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ по теме: «Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления» 30. Сообщение: «Сочинительная связь, её признаки». 31.Презентация: «Нормы построения сложных предложений и распространенные ошибки». 32. «Грамматические ошибки с нарушением синтаксической нормы» (в формате ЕГЭ). 4 Прикладной модуль. Раздел 4. Особенности профессиональной коммуникации. 7 ОК 04; ОК 05; ОК 09 ПК1.1,ПК1.2, ПК 1.3., ПК 2.1, ПК 2.2.,ПК 2.3., , ПК 3.1, ПК 3.2., ПК 3.3. 17 Тема 4.1. Язык как средство профессиональной, социальной и межкультурной коммуникации. Тема 4.2. Коммуникативный аспект культуры речи. Профессионально-ориентированное содержание 1 Основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический). Языковые и речевые нормы. Речевые формулы. Речевой этикет Самостоятельная работа 1 33. Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ на тему: «Языковые и речевые нормы» 1 Профессионально-ориентированное содержание 3 Функциональные стили русского литературного языка как типовые коммуникативные ситуации. Язык художественной литературы и литературный язык. Индивидуальные стили в рамках языка художественной литературы. Разговорная речь и устная речь. Употребление синонимв, омонимов, паронимов. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Паронимы и их употребление Сфера использования историзмов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов, профессионализмов, жаргонизмов. Художественные средства выразительности Практическое занятие: 9 Лексические нормы. Возможности лексики в различных функциональных стилях. Исправление ошибок в текстах. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Проблемы использования синонимов, омонимов, паронимов. Паронимы и их употребление Лексика, ограниченная по сфере использования (историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы) Художественные средства ОК 04; ОК 05; ОК 09 ПК1.1,ПК1.2, ПК 1.3., ПК 2.1, ПК 2.2.,ПК 2.3., , ПК 3.1, ПК 3.2., ПК 3.3. ОК 04; ОК 05; ОК 09 ПК1.1,ПК1.2, ПК 1.3., ПК 2.1, ПК 2.2.,ПК 2.3., , ПК 3.1, ПК 3.2., ПК 3.3. 3 1 1 18 выразительности Тема 4.3. Научный стиль. Тема 4.4. Деловой стиль Самостоятельная работа 34. Сообщение: Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ «Исследование явления паронимии в русском языке» 35. Доклад и презентация: «Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов» 36. Презентация: «Лексические ошибки» Профессионально-ориентированное содержание 3 1 Научный стиль и его подстили. Профессиональная речь и терминология. Виды терминов (общенаучные, частнонаучные и технологические) Профессионально-ориентированное содержание 1 Виды документов. Виды и формы деловой коммуникации. Предмет деловой переписки. Виды деловых писем. Рекламные тексты в профессиональной деятельности 1 Всего: Промежуточная аттестация (Экзамен) 1 ОК 04; ОК 05; ОК 09 ПК1.1,ПК1.2, ПК 1.3., ПК 2.1, ПК 2.2.,ПК 2.3., , ПК 3.1, ПК 3.2., ПК 3.3. ОК 04; ОК 05; ОК 09 ПК1.1,ПК1.2, ПК 1.3., ПК 2.1, ПК 2.2.,ПК 2.3., , ПК 3.1, ПК 3.2., ПК 3.3. 72 6 19 3. УСЛОВИЯ ДИСЦИПЛИНЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующее специальное помещение: Кабинет русского языка. Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178–02): оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся. Оборудование учебного кабинета: − посадочные места по количеству обучающихся; − рабочее место преподавателя; − комплект учебно-наглядных пособий; − комплект электронных видеоматериалов; − задания для контрольных работ; − профессионально ориентированные задания; − материалы экзамена. Технические средства обучения: − персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением; − проектор с экраном. Залы: Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями. 3.2.1. Основные печатные издания Русский язык :10—11-е классы : базовый уровень : учебник / Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. Г. Нарушевич [и др.]. — 5-е изд., стер. — Москва : Просвещение, 2023. — 271, [1] с. : ил. 3.2.2. Дополнительные источники 1. Антонова, Е.С. Русский язык: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования / Е.С. Антонова, Т. М. Воителева. – 4-е изд., стер. – 20 Москва: Академия, 2017. - 409 с. - (Профессиональное образование. Общеобразовательные дисциплины). - ISBN 978-5-4468-5987-0 2. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. В 2 частях - Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Москва: «Русское слово», 2022 3. Лобачева, Н.А. Русский язык. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография: учебник для среднего профессионального образования / Н.А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 230 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12294-7 4. Лобачева, Н.А. Русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 206 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12621-1. 5. Лобачева, Н.А. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 123 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12620-4. 6. Русский язык. Сборник упражнений: учебное пособие для среднего профессионального образования / П.А. Лекант [и др.]; под редакцией П.А. Леканта. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 314 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-9916-7796-7. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: http://www.biblio-online.ru/bcode/452165 21 4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций. Общая/профессиональная компетенция ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде Раздел/Тема Тип оценочных мероприятий Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9 Р 3, Темы 3.1., 3.2 Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/с4 Устный опрос Тестирование, Лингвистические задачиДеловые игры Практические работы Выполнение экзаменационного теста ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста Р 1, Темы 1.1, 1.2, 1.3 Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, .2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9 Р 3, Темы 3.1., 3.2, 3.3 Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/ Практические работы Контрольные работы Диктанты Разноуровневые задания Сочинения/Изложения/Эссе Групповые проекты Индивидуальные проекты Фронтальный опрос Деловая (ролевая) игра Деловая (ролевая) игра Выполнение экзаменационноготеста ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках Р 3, Темы 3.3 Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/ Сочинения/Эссе Аннотации Тезисы Конспекты РефератыСообщения Практические работы Выполнение экзаменационноготеста ПК1.1,ПК1.2, ПК 1.3., Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/ ПК 2.1, ПК 2.2.,ПК 2.3., , ПК 3.1, ПК 3.2., ПК 3.3. Устный опрос Фронтальный контроль Индивидуальный контроль Анализ публичного выступления Практические работы 22