РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык» (базовый уровень)
профиль обучения: технологический
для профессиональных образовательных организаций
МЛ
2023 г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «Русский язык» ................................................................................................. 4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ........................................... 8
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины .......................... 16
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины...............22
2
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Русский язык» является обязательной частью
общеобразовательного цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по профессии 23.02.01 Организация перевозок и
управление на транспорте (по видам
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих
компетенций: ОК1, ОК2, ОК4,ОК6, ОК 7, ОК8 по профессии 23.02.01
Организация перевозок и управление на транспорте (по видам
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего
образования: личностные (ЛР)
Код
личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 1
ЛР 2
ЛР 3
ЛР 4
ЛР 5
ЛР 6
ЛР 7
ЛР 8
ЛР 9
Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
Проявляющий
активную
гражданскую
позицию,
демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически
активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в
том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и
участвующий в деятельности общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества,
обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и
проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным
и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий
социально опасное поведение окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность
собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и
профессионального конструктивного «цифрового следа».
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на
основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных
ценностей многонационального народа России.
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в
социальной поддержке и волонтерских движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную
и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах
деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных
этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к
сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей
многонационального российского государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа
жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя,
табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий
3
ЛР 10
ЛР 11
ЛР 12
Личностные
результаты
реализации
программы
воспитания,
определенные
отраслевыми
требованиями
к деловым
качествам
личности
ЛР 13
ЛР 14
ЛР 15
ЛР 16
ЛР 17
ЛР 18
ЛР 19
ЛР 20
ЛР 21
ЛР 22
ЛР 23
психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно
меняющихся ситуациях.
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в
том числе цифровой.
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами
эстетической культуры.
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей;
демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской
ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового
содержания.
Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей:
ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на
достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами
команды, сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий.
Приобретение обучающимся навыка оценки информации в цифровой среде, ее
достоверность, способности строить логические умозаключения на основании
поступающей информации и данных.
Приобретение обучающимися социально значимых знаний о нормах и традициях
поведения человека как гражданина и патриота своего Отечества.
Приобретение обучающимися социально значимых знаний о правилах ведения
экологического образа жизни о нормах и традициях трудовой деятельности
человека о нормах и традициях поведения человека в многонациональном,
многокультурном обществе.
Ценностное отношение обучающихся к своему Отечеству, к своей малой и большой
Родине, уважительного отношения к ее истории и ответственного отношения к ее
современности.
Ценностное отношение обучающихся к людям иной национальности, веры,
культуры; уважительного отношения к их взглядам.
Уважительное отношения обучающихся к результатам собственного и чужого
труда.
Ценностное отношение обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих,
ЗОЖ и здоровой окружающей среде и т.д.
Приобретение обучающимися опыта личной ответственности за развитие группы
обучающихся.
Приобретение навыков общения и самоуправления.
Получение обучающимися возможности самораскрытия и самореализация
личности.
Ценностное отношение обучающихся к культуре, и искусству, к культуре речи и
культуре поведения, к красоте и гармонии.
4
Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе
и команде
Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных
ситуациях,
проявлять
творчество
и
воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого
человека;
Дисциплинарные (предметные)1
- уметь создавать устные монологические и диалогические
высказывания различных типов и жанров; употреблять
языковые средства в соответствии с речевой ситуацией
(объем устных монологических высказываний – не менее
100 слов, объем диалогического высказывания – не менее 78 реплик); уметь выступать публично, представлять
результаты
учебно-исследовательской
и проектной
деятельности;
использовать
образовательные
информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы
для решения учебных задач;
- сформировать представления об аспектах культуры речи:
нормативном, коммуникативном и этическом; сформировать
системы знаний о номах современного русского
литературного языка и их основных видах (орфоэпические,
лексические,
грамматические,
стилистические;
уметь
применять
знание
норм современного
русского
литературного языка в речевой практике, корректировать
устные и письменные высказывания; обобщать знания об
основных правилах орфографии и пунктуации, уметь
применять правила орфографии и пунктуации в практике
письма; уметь работать со словарями и справочниками, в том
числе академическими словарями и справочниками в
электронном формате;
- уметь использовать правила русского речевого этикета в
социально-культурной,
учебно-научной,
официальноделовой сферах общения, в повседневном общении,
интернет-коммуникации.
1
Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО от 17.05.2012г. № 413 (в последней редакции от 12.08.2022)
5
ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и
культурного контекста
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта,
научного и технического творчества, спорта, труда и
общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды искусства,
традиции и творчество своего и других народов, ощущать
эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и общества
отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах искусства,
стремление проявлять качества творческой личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения, понимать
значение социальных знаков, распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчатьконфликты;
- сформировать представления о функциях русского языка в
современном мире (государственный язык Российской
Федерации, язык межнационального общения, один из
мировых языков); о русском языке как духовнонравственной и культурной ценности многонационального
народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и
истории, языка и личности; об отражении в русском языке
традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
сформировать ценностное отношение к русскому языку;
- сформировать знаний о признаках текста, его структуре, видах
информации в тексте; уметь понимать, анализировать и
комментировать основную и дополнительную, явную и
скрытую
(подтекстовую)
информацию
текстов,
воспринимаемых зрительно и (или) на слух; выявлять логикосмысловые отношения между предложениями в тексте; создавать
тексты разных функционально-смысловых типов; тексты научного,
публицистического, официально- делового стилей разных жанров
(объем сочинения не менее 150 слов);
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств;
ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках
- наличие мотивации к обучению и личностному
развитию;
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию
своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры как
средства взаимодействия между людьми и познаниямира;
- уметь использовать разные виды чтения и аудирования,
приемы
информационно-смысловой
переработки
прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст,
графику, инфографику и другое (объем текста для чтения – 450500 слов; объем прослушанного или прочитанного текста для
пересказа от 250 до 300 слов); уметь создавать вторичные
тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое);
- обобщить знания о языке как системе, его основных
единицах и уровнях: обогащение словарного запаса,
расширение объема используемых в речи грамматических
языковых средств; уметь анализировать единицы разных
уровней, тексты разных функционально-смысловых типов,
6
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
- овладение видами деятельности по получению нового
знания, его интерпретации, преобразованию и применению
в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами;
-осуществлять целенаправленный поиск переноса средств
и способов действия в профессиональную среду
функциональных разновидностей языка (разговорная речь,
функциональные стили, язык художественной литературы),
различной жанровой принадлежности; сформированность
представлений о формах существования национального
русского языка; знаний о признаках литературного языка и его
роли в обществе;
- обобщить знания о функциональных разновидностях языка:
разговорной
речи,
функциональных
стилях
(научный,
публицистический,
официально-деловой),
языке
художественной литературы; совершенствование умений
распознавать, анализировать и комментировать тексты
различных
функциональных
разновидностей
языка
(разговорная
речь,
функциональные
стили,
язык
художественной литературы);
- обобщить знания об изобразительно-выразительных
средствах русского языка; совершенствование умений
определять изобразительно-выразительные средства языка в
тексте
Основные виды деятельности и профессиональные компетенции
ВПД 1 Организация перевозочного процесса (по видам).
ПК.1.1 Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных
информационных технологий управления перевозками.
ПК.1.2 Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при
работах в условиях нестандартных и
аварийных ситуаций.
ПК.1.3 Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса.
ВПД 2 Организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам).
ПК.2.1 Организовывать работу персонала по планированию и организации перевозочного процесса.
7
ПК.2.2 Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредством применения нормативноправовых документов.
ПК.2.3 Организовывать работу персонала по технологическому обслуживанию перевозочного процесса.
ВПД 3 Организация транспортно-логистической деятельности (по видам).
ПК. 3.1 Организовывать работу персонала по обработке перевозочных документов и осуществлению расчетов за услуги,
предоставляемые транспортными организациями.
ПК.3.2 Обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической концепции и
организовывать рациональную переработку грузов.
ПК.3.3 Применять в профессиональной деятельности основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей
транспорта и перевозчика.
8
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
Объем в часах
108
В т.ч.
1. Основное содержание
72
в т. ч.:
теоретическое обучение
55
практические занятия
8
контрольные работы
2
2. Профессионально ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)
7
в т. ч.:
теоретическое обучение
6
практические занятия
1
Промежуточная аттестация (экзамен)
6
8
2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
модуль
(при наличии)
1
2
Основное содержание
Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.
Тема 1.1. Основные
функции языка в
современном
обществе
Тема 1.2
Происхождение
русского языка.
Индоевропейская
языковая семья.
Основное содержание
Язык как средство общения. Основные функции языка в современном
обществе. Происхождение языка (различные гипотезы). Язык как естественная
и небиологическая система знаков. Язык и мышление. Языковая и речевая
компетенция. Русский язык в современном мире. Социальная природа языка.
Этапы культурного развития языка. Основные принципы русской орфографии:
морфологический, фонетический, исторический. Реформы русской орфографии
Самостоятельная работа
1. Доклад и презентация: «Вклад М. В. Ломоносова (Ф. Ф. Фортунатова,
Д. Н. Ушакова, Л. В. Щербы, А. А. Реформатского, В. В. Виноградова и др., по
выбору) в изучение русского языка».
Объем
часов
Формируемые
компетенции
3
4
3
ЛР 01, ЛР 04,
ОК 05
ЛР 01, ЛР 04,
ОК 05
1
1
1
Основное содержание
1
ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09,
ЛР13, ОК 05
10
Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы
формирования русской лексики. Заимствования из различных языков как
показатель межкультурных связей. Признаки заимствованного слова. Этапы
освоения заимствованных слов. Правописание и произношение заимствованных
слов. Заимствованные слова в профессиональной лексике. Словарь
специальности
Самостоятельная работа
2. Сообщение: «Из истории славянской письменности».
Основное содержание
Тема 1.3. Язык
как система
Язык как система знаков. Структура языкового знака. Слово и его значение.
знаков
Лексическое и грамматическое значение слова. Звук и буква. Уровни языковой
системы и единицы этих уровней. Принципы выделения частей речи в русском
языке
Самостоятельная работа
3. Доклад: «А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного
языка»
Раздел 2. Фонетика, морфология и орфография
Этапы формирования
русской лексики
1
1
1
1
44
Тема 2.1. Фонетика и
орфоэпия
Основное содержание
4
Фонетика и орфоэпия. Звуки и буквы. Соотношение звука и фонемы, звука и
буквы. Чередования звуков: позиционные и исторические. Основные виды
языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические).
Основные правила произношения гласных, согласных звуков. Характеристика
русского ударения (разноместное, подвижное). Орфоэпия и орфоэпические
нормы. Правописание гласных в корне слова: проверяемые, непроверяемые.
Чередование гласных в корне
Практическое занятие:
1
Орфография. П р а в о п и с а н и е к о р н е й . Безударные гласные в корне слова:
проверяемые, непроверяемые, чередующиеся
ОК 05
ЛР 11, ЛР 11, ЛР 13,
ЛР 18, ЛР 23, ОК 04;
ОК 05
ЛР 11, ЛР 11, ЛР 13,
ЛР 18, ЛР 23, ОК 04;
ОК 05
3
1
11
Тема 2.2.
Морфемика и
словообразование
Самостоятельная работа
4. Доклад и презентация: «Характеристика гласных и согласных звуков в слове».
5. Сообщение «Новое в нормах ударения»;
6. Презентация: «Орфоэпические словари»
7. Составление тестов: «Правописание безударных гласных, звонких и глухих
согласных».
Основное содержание
Морфемная структура слова. Морфема как единица языка. Классификация
морфем: корневые и служебные. Словообразование. Морфологические способы
словообразования.
Неморфологические
способы
словообразования.
Формообразование. Правописание приставок на –З(-С), ПРЕ-/ПРИ-. Правописание
на стыке корня и приставки. Правописание гласных после шипящих.
Практическое занятие:
Правописание приставок и на стыке корня и приставки
2
Самостоятельная работа
8. Составление тестов: «Правописание приставок».
Тема 2.3. Имя
существительное как
часть речи.
Тема 2.4. Имя
Основное содержание
Лексико-грамматические разряды существительных: конкретные, абстрактные,
вещественные, собирательные, единичные. Род, число, склонение и падеж
существительных. Склонение имен существительных. Правописание
окончаний существительных. Правописание суффиксов существительных.
Правописание сложных имен существительных.
Самостоятельная работа
9. Презентация: «Несклоняемые существительные»
10. Доклад: «Существительные общего рода».
11. Составление словарного диктанта: «Дефисное написание существительных».
Основное содержание
4
5
ОК 04; ОК 05
4
1
1
1
4
ОК 04; ОК 05
4
3
5
ОК 04; ОК 05
12
прилагательное как
часть речи.
Лексико-грамматические разряды прилагательных. Разряды прилагательных:
качественные, относительные, притяжательные. Степени сравнения имен
прилагательных. Полная и краткая форма имен прилагательных. Семантикостилистические различия между краткими и полными формами. Грамматические
категории имени прилагательного: род, число, падеж. Правописание окончаний
прилагательных Правописание суффиксов прилагательных. Правописание
Н и НН в прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных.
Практическое занятие:
5
Работа над орфографическими навыками. Правописание суффиксов и
окончаний имен существительных. Правописание сложных имен
3
существительных. Правописание суффиксов и окончаний имен
прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных.
Правописание Н и НН в прилагательных
Самостоятельная работа
1
12. Презентация: «Правописание сложных слов».
Тема 2.5. Имя
числительное как часть
речи.
Основное содержание
Лексико-грамматические разряды имен числительных: количественные,
порядковые, собирательные. Склонение имен числительных. Лексическая
сочетаемость собирательных числительных.
1
1
3
ОК 04; ОК 05
3
Самостоятельная работа
13. Сообщение: «Ошибки при использовании имён числительных в речи»
Тема 2.6. Местоимение
как часть речи.
Основное содержание
Разряды местоимений: личные, возвратное, притяжательные, вопросительные,
относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные.
Правописание местоимений. Дефисное написание местоимений.
Контрольная работа №1 по разделу: «Фонетика, морфология и орфография»
Самостоятельная работа
1
2
ОК 04; ОК 05
2
1
13
14. Сообщение: «Употребление местоимений и местоименных наречий как
средства связи предложений»
Тема 2.7. Глагол как
часть речи.
Тема 2.8. Причастие и
деепричастие как
особые формы глагола
Основное содержание
Грамматические признаки глагола (вид, переходность, залог, наклонение, время,
лицо, число, род). Основа настоящего (будущего) времени глагола и основа
инфинитива (прошедшего времени); их формообразующие функции.
Правописание суффиксов глаголов. Правописание окончаний глаголов.
Самостоятельная работа
15. Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ
Основное содержание
Образование действительных и страдательных причастий. Правописание
суффиксов причастий. Правописание окончаний причастий. Краткие и
полные формы причастий. Правописание Н и НН в прилагательных и
причастиях. Правописание не с причастиями. Образование деепричастий
совершенного и несовершенного вида. Правописание суффиксов
деепричастий.
Практическое занятие:
4
Наблюдение над функционированием правил орфографии в образцах
письменных текстов. Правописание суффиксов и окончаний глаголов и
причастий. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях.
Правописание не с причастиями, с глаголами, деепричастиями.
1
2
ОК 04; ОК 05
2
1
7
ОК 04; ОК 05
6
1
1
Самостоятельная работа
16..Выполнение тестовых заданий ЕГЭ: «Правописание суффиксов причастий и
окончаний глаголов»
17. Составление словарного диктанта: «Правописание НЕ с разными частями
речи».
4
18. Выполнение тестовых заданий ЕГЭ: «Правописание НЕ с причастиями»
14
19. Составление тестов: «НН и Н в словах разных частей речи» и их выполнение
разных частей речи»
Тема 2.9. Наречие как
часть речи. Служебные
части речи.
Основное содержание
Грамматические признаки наречий. Разряды наречий по семантике и способам
образования, местоименные наречия. Степени сравнении качественных наречий.
Правописание наречий. НЕ с наречиями. Предлог как часть речи.
Правописание предлогов. Союз как часть речи. Разряды союзов по семантике,
структуре и способам образования. Сочинительные и подчинительные союзы.
Правописание союзов. Частица как часть речи. Правописание частиц.
Правописание частицы НЕ и НИ с разными частями речи.
Практическое занятие:
5
Слитное, дефисное, раздельное написание слов
10
ОК 04; ОК 05
9
1
1
Самостоятельная работа
20. Сообщение: «Особенности употребления предлогов в речи»
21. Сообщение: «Употребление союзов в речи. Выразительные возможности
союзов»
22. Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ
23. Составление схемы – алгоритма: «Употребление НЕ-НИ с разными частями
речи»
Раздел 3. Синтаксис и пунктуация
Тема 3.1. Основные
единицы синтаксиса.
Основное содержание
Словосочетание. Строение словосочетания. Способы связи.: согласование,
управление, примыкание. Простое предложение. Односоставное и двусоставное
предложения. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире
между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим.
Односоставные предложения. Неполные предложения. Распространенные и
нераспространенные предложения
4
18
5
ОК 04; ОК 05; ОК
09
ОК 04; ОК 05
4
15
Практическое занятие:
Нахождение грамматической основы в двусоставном и односоставном
6 предложении. Знаки препинания в простом предложении
Самостоятельная работа
24. Сообщение: «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым»
Тема 3.2
Второстепенные члены
предложения.
Основное содержание
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство,
дополнение). Осложненные предложения. Предложения с однородными членами
и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.
Обособленные и необособленные определения. Нарушение в построении
предложения с причастным оборотом. Обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Построение предложения с деепричастным
оборотом. Общие условия обособления (позиция, степень распространенности и
др.). Условия обособления определений, приложений, обстоятельств. Обособление
уточняющих членов предложения, оборотов со значением пояснения или
присоединения. Знаки препинания при сравнительных оборотах, обращении,
вводных словах
Практическое занятие:
Расстановка знаков препинания в предложениях с обособленными
7 членами и при словах и конструкциях, не связанных с членами
предложения
Самостоятельная работа
25. Доклад: «Предложения с однородными членами и их функции в речи».
26. Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ по теме: «Ошибка в построении
предложения с однородными членами»
27. Выполнение тестовых заданий ЕГЭ: «Грамматические и синтаксические
особенности при употреблении причастных оборотов»(в формате ЕГЭ)
28. Выполнение тестовых заданий ЕГЭ: «Знаки препинания при вводных словах и
вставных конструкциях». (В формате ЕГЭ ).
1
1
1
7
ОК 04; ОК 05
6
1
1
4
16
Тема 3.3. Сложное
предложение
Основное содержание
Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому
значению (предложения союзные и бессоюзные; сочиненные и подчиненные).
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложноподчиненное
предложение. Типы придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с
несколькими придаточными. Бессоюзные сложные предложения. Способы передачи
чужой речи.
Предложения с прямой и косвенной речью как способ передачи чужой речи.
Ошибки в построении предложения с косвенной речью
Практическое занятие:
Расстановка знаков препинания в сложном предложении Знаки
препинания в сложносочиненных предложениях. Знаки препинания в
сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в бессоюзных
8
сложных предложениях. Знаки препинания в предложения с прямой речью.
Знаки препинания при диалогах. Правила оформления цитат
8
Контрольная работа №2 по разделу: «Синтаксис и пунктуация»
1
ОК 05; ОК 09
6
1
Самостоятельная работа
29. Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ по теме: «Синтаксические
нормы. Нормы согласования. Нормы управления»
30. Сообщение: «Сочинительная связь, её признаки».
31.Презентация: «Нормы построения сложных предложений и распространенные
ошибки».
32. «Грамматические ошибки с нарушением синтаксической нормы» (в формате
ЕГЭ).
4
Прикладной модуль. Раздел 4. Особенности профессиональной коммуникации.
7
ОК 04; ОК 05; ОК
09
ПК1.1,ПК1.2, ПК
1.3., ПК 2.1, ПК
2.2.,ПК 2.3., , ПК
3.1, ПК 3.2., ПК 3.3.
17
Тема 4.1. Язык как
средство
профессиональной,
социальной и
межкультурной
коммуникации.
Тема 4.2.
Коммуникативный
аспект культуры речи.
Профессионально-ориентированное содержание
1
Основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический).
Языковые и речевые нормы. Речевые формулы. Речевой этикет
Самостоятельная работа
1
33. Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ на тему: «Языковые и речевые
нормы»
1
Профессионально-ориентированное содержание
3
Функциональные стили русского литературного языка как типовые
коммуникативные ситуации. Язык художественной литературы и литературный
язык. Индивидуальные стили в рамках языка художественной литературы.
Разговорная речь и устная речь.
Употребление синонимв, омонимов, паронимов. Изобразительные возможности
синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Паронимы и их употребление
Сфера использования историзмов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов,
профессионализмов, жаргонизмов. Художественные средства выразительности
Практическое занятие:
9
Лексические нормы. Возможности лексики в различных функциональных
стилях. Исправление ошибок в текстах. Изобразительные возможности
синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Проблемы использования
синонимов, омонимов, паронимов. Паронимы и их употребление Лексика,
ограниченная по сфере использования (историзмы, архаизмы, неологизмы,
диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы) Художественные средства
ОК 04; ОК 05; ОК
09
ПК1.1,ПК1.2, ПК
1.3., ПК 2.1, ПК
2.2.,ПК 2.3., , ПК
3.1, ПК 3.2., ПК 3.3.
ОК 04; ОК 05; ОК
09
ПК1.1,ПК1.2, ПК
1.3., ПК 2.1, ПК
2.2.,ПК 2.3., , ПК
3.1, ПК 3.2., ПК 3.3.
3
1
1
18
выразительности
Тема 4.3. Научный
стиль.
Тема 4.4. Деловой
стиль
Самостоятельная работа
34. Сообщение: Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ «Исследование
явления паронимии в русском языке»
35. Доклад и презентация: «Изобразительные возможности синонимов, антонимов,
омонимов, паронимов»
36. Презентация: «Лексические ошибки»
Профессионально-ориентированное содержание
3
1
Научный стиль и его подстили. Профессиональная речь и терминология. Виды
терминов (общенаучные, частнонаучные и технологические)
Профессионально-ориентированное содержание
1
Виды документов. Виды и формы деловой коммуникации. Предмет деловой
переписки. Виды деловых писем. Рекламные тексты в профессиональной
деятельности
1
Всего:
Промежуточная аттестация (Экзамен)
1
ОК 04; ОК 05; ОК
09
ПК1.1,ПК1.2, ПК
1.3., ПК 2.1, ПК
2.2.,ПК 2.3., , ПК 3.1,
ПК 3.2., ПК 3.3.
ОК 04; ОК 05; ОК
09
ПК1.1,ПК1.2, ПК
1.3., ПК 2.1, ПК
2.2.,ПК 2.3., , ПК
3.1, ПК 3.2., ПК 3.3.
72
6
19
3.
УСЛОВИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующее специальное помещение: Кабинет русского языка.
Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178–02):
оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной
мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к
уровню подготовки обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
− посадочные места по количеству обучающихся;
− рабочее место преподавателя;
− комплект учебно-наглядных пособий;
− комплект электронных видеоматериалов;
− задания для контрольных работ;
− профессионально ориентированные задания;
− материалы экзамена.
Технические средства обучения:
− персональный
компьютер
с
лицензионным
программным
обеспечением;
− проектор с экраном.
Залы:
Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в
образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из
перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в
качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми
изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
Русский язык :10—11-е классы : базовый уровень : учебник / Л. М.
Рыбченкова, О. М. Александрова, А. Г. Нарушевич [и др.]. — 5-е изд., стер. —
Москва : Просвещение, 2023. — 271, [1] с. : ил.
3.2.2. Дополнительные источники
1. Антонова, Е.С. Русский язык: учебник для использования в учебном
процессе образовательных учреждений среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с получением среднего
общего образования / Е.С. Антонова, Т. М. Воителева. – 4-е изд., стер. –
20
Москва: Академия, 2017. - 409 с. - (Профессиональное образование.
Общеобразовательные дисциплины). - ISBN 978-5-4468-5987-0
2. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. В 2 частях - Гольцова
Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Москва: «Русское слово», 2022
3. Лобачева, Н.А.
Русский язык. Лексикология. Фразеология.
Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография: учебник для
среднего профессионального образования / Н.А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и
доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 230 с. – (Профессиональное
образование). – ISBN 978-5-534-12294-7
4. Лобачева, Н.А. Русский язык. Морфемика. Словообразование.
Морфология: учебник для среднего профессионального образования / Н. А.
Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 206 с.
– (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12621-1.
5. Лобачева, Н.А. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация: учебник для
среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и
доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 123 с. – (Профессиональное
образование). – ISBN 978-5-534-12620-4.
6. Русский язык. Сборник упражнений: учебное пособие для среднего
профессионального образования / П.А. Лекант [и др.]; под редакцией П.А.
Леканта. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 314 с. – (Профессиональное
образование). – ISBN 978-5-9916-7796-7. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. – URL: http://www.biblio-online.ru/bcode/452165
21
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания
и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций.
Общая/профессиональная
компетенция
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде
Раздел/Тема
Тип оценочных мероприятий
Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, 2.4,
2.5,
2.6, 2.7, 2.8, 2.9
Р 3, Темы 3.1., 3.2
Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/с4
Устный опрос Тестирование,
Лингвистические задачиДеловые игры
Практические работы
Выполнение экзаменационного
теста
ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и
культурного контекста
Р 1, Темы 1.1, 1.2, 1.3
Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, .2.4,
2.5,
2.6, 2.7, 2.8, 2.9
Р 3, Темы 3.1., 3.2, 3.3
Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/
Практические работы Контрольные
работы Диктанты Разноуровневые
задания
Сочинения/Изложения/Эссе Групповые
проекты Индивидуальные проекты
Фронтальный опрос Деловая (ролевая)
игра
Деловая (ролевая) игра
Выполнение экзаменационноготеста
ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках
Р 3, Темы 3.3
Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/
Сочинения/Эссе
Аннотации
Тезисы Конспекты
РефератыСообщения
Практические работы Выполнение
экзаменационноготеста
ПК1.1,ПК1.2, ПК 1.3.,
Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/
ПК 2.1, ПК 2.2.,ПК 2.3., ,
ПК 3.1, ПК 3.2., ПК 3.3.
Устный опрос Фронтальный контроль
Индивидуальный контроль
Анализ публичного выступления Практические
работы
22