1 Программа ОД Русский язык 80 ч. 23-МЛ-1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык» (базовый уровень)

профиль обучения: технологический
для профессиональных образовательных организаций

МЛ

2023 г.
1

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общая характеристика примерной рабочей программы общеобразовательной
дисциплины «Русский язык» ................................................................................................. 4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ........................................... 8
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины .......................... 16
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины..............22

2

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Русский язык» является обязательной частью
общеобразовательного цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по профессии 23.01.09 Машинист локомотива
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих
компетенций: ОК1, ОК2, ОК4,ОК6, ОК 7, ОК8 по профессии 23.01.09 Машинист
локомотива
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего
образования: личностные (ЛР)
Код
личностных
результатов
реализации
программы
воспитания
ЛР 1

ЛР 2

ЛР 3

ЛР 4
ЛР 5
ЛР 6
ЛР 7

ЛР 8

ЛР 9

Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)

Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
Проявляющий
активную
гражданскую
позицию,
демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически
активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в
том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и
участвующий в деятельности общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества,
обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и
проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным
и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий
социально опасное поведение окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность
собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и
профессионального конструктивного «цифрового следа».
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на
основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных
ценностей многонационального народа России.
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в
социальной поддержке и волонтерских движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную
и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах
деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных
этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к
сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей
многонационального российского государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа
жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя,
табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий
психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно
3

ЛР 10
ЛР 11
ЛР 12
Личностные
результаты
реализации
программы
воспитания,
определенные
отраслевыми
требованиями
к деловым
качествам
личности
ЛР 13
ЛР 14

ЛР 15

ЛР 16
ЛР 17
ЛР 18
ЛР 19
ЛР 20
ЛР 21
ЛР 22
ЛР 23

меняющихся ситуациях.
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в
том числе цифровой.
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами
эстетической культуры.
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей;
демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской
ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового
содержания.

Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей:
ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на
достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами
команды, сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий.

Приобретение обучающимся навыка оценки информации в цифровой среде, ее
достоверность, способности строить логические умозаключения на основании
поступающей информации и данных.
Приобретение обучающимися социально значимых знаний о нормах и традициях
поведения человека как гражданина и патриота своего Отечества.
Приобретение обучающимися социально значимых знаний о правилах ведения
экологического образа жизни о нормах и традициях трудовой деятельности
человека о нормах и традициях поведения человека в многонациональном,
многокультурном обществе.
Ценностное отношение обучающихся к своему Отечеству, к своей малой и большой
Родине, уважительного отношения к ее истории и ответственного отношения к ее
современности.
Ценностное отношение обучающихся к людям иной национальности, веры,
культуры; уважительного отношения к их взглядам.
Уважительное отношения обучающихся к результатам собственного и чужого
труда.
Ценностное отношение обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих,
ЗОЖ и здоровой окружающей среде и т.д.
Приобретение обучающимися опыта личной ответственности за развитие группы
обучающихся.
Приобретение навыков общения и самоуправления.
Получение обучающимися возможности самораскрытия и самореализация
личности.
Ценностное отношение обучающихся к культуре, и искусству, к культуре речи и
культуре поведения, к красоте и гармонии.

4

Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе
и команде

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению;
-овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных
ситуациях,
проявлять
творчество
и
воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого
человека;

Дисциплинарные (предметные)1
- уметь создавать устные монологические и диалогические
высказывания различных типов и жанров; употреблять
языковые средства в соответствии с речевой ситуацией
(объем устных монологических высказываний – не менее
100 слов, объем диалогического высказывания – не менее 78 реплик); уметь выступать публично, представлять
результаты
учебно-исследовательской
и проектной
деятельности;
использовать
образовательные
информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы
для решения учебных задач;
- сформировать представления об аспектах культуры речи:
нормативном, коммуникативном и этическом; сформировать
системы знаний о номах современного русского
литературного языка и их основных видах (орфоэпические,
лексические,
грамматические,
стилистические;
уметь
применять
знание
норм современного
русского
литературного языка в речевой практике, корректировать
устные и письменные высказывания; обобщать знания об
основных правилах орфографии и пунктуации, уметь
применять правила орфографии и пунктуации в практике
письма; уметь работать со словарями и справочниками, в том
числе академическими словарями и справочниками в
электронном формате;
- уметь использовать правила русского речевого этикета в
социально-культурной,
учебно-научной,
официальноделовой сферах общения, в повседневном общении,
интернет-коммуникации.

1

Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО от 17.05.2012г. № 413 (в последней редакции от 12.08.2022)

5

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и
культурного контекста

В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта,
научного и технического творчества, спорта, труда и
общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды искусства,
традиции и творчество своего и других народов, ощущать
эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и общества
отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах искусства,
стремление проявлять качества творческой личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения, понимать
значение социальных знаков, распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчатьконфликты;

- сформировать представления о функциях русского языка в
современном мире (государственный язык Российской
Федерации, язык межнационального общения, один из
мировых языков); о русском языке как духовнонравственной и культурной ценности многонационального
народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и
истории, языка и личности; об отражении в русском языке
традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
сформировать ценностное отношение к русскому языку;
- сформировать знаний о признаках текста, его структуре, видах
информации в тексте; уметь понимать, анализировать и
комментировать основную и дополнительную, явную и
скрытую
(подтекстовую)
информацию
текстов,
воспринимаемых зрительно и (или) на слух; выявлять логикосмысловые отношения между предложениями в тексте; создавать
тексты разных функционально-смысловых типов; тексты научного,
публицистического, официально- делового стилей разных жанров
(объем сочинения не менее 150 слов);

- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств;

ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках

- наличие мотивации к обучению и личностному
развитию;
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию
своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры как
средства взаимодействия между людьми и познаниямира;

- уметь использовать разные виды чтения и аудирования,
приемы
информационно-смысловой
переработки
прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст,
графику, инфографику и другое (объем текста для чтения – 450500 слов; объем прослушанного или прочитанного текста для
пересказа от 250 до 300 слов); уметь создавать вторичные
тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое);
- обобщить знания о языке как системе, его основных
единицах и уровнях: обогащение словарного запаса,
расширение объема используемых в речи грамматических
языковых средств; уметь анализировать единицы разных
уровней, тексты разных функционально-смысловых типов,
6

- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
- овладение видами деятельности по получению нового
знания, его интерпретации, преобразованию и применению
в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами;
-осуществлять целенаправленный поиск переноса средств
и способов действия в профессиональную среду

функциональных разновидностей языка (разговорная речь,
функциональные стили, язык художественной литературы),
различной жанровой принадлежности; сформированность
представлений о формах существования национального
русского языка; знаний о признаках литературного языка и его
роли в обществе;
- обобщить знания о функциональных разновидностях языка:
разговорной
речи,
функциональных
стилях
(научный,
публицистический,
официально-деловой),
языке
художественной литературы; совершенствование умений
распознавать, анализировать и комментировать тексты
различных
функциональных
разновидностей
языка
(разговорная
речь,
функциональные
стили,
язык
художественной литературы);
- обобщить знания об изобразительно-выразительных
средствах русского языка; совершенствование умений
определять изобразительно-выразительные средства языка в
тексте

Основные виды деятельности и профессиональные компетенции
Код

Наименование видов профессиональной деятельности и профессиональных компетенций

ВД 1.

Техническое обслуживание и ремонт локомотива (электровоз).

ПК 1.1
ПК 1.2.

Проверять взаимодействие узлов локомотива.
Производить монтаж, разборку, соединение и регулировку частей ремонтируемого объекта локомотива.

7

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины

Объем в часах
80

В т.ч.

1. Основное содержание

80

в т. ч.:
теоретическое обучение

63

практические занятия

8

контрольные работы

2

2. Профессионально ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)

7

в т. ч.:
теоретическое обучение

6

практические занятия

1

Промежуточная аттестация (экзамен)

6

8

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
модуль
(при наличии)
1
2
Основное содержание
Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.

Тема 1.1. Основные
функции языка в
современном
обществе

Тема 1.2
Происхождение
русского языка.
Индоевропейская
языковая семья. Этапы

Основное содержание

Объем
часов

Формируемые
компетенции

3

4

4

ЛР 01, ЛР 04,
ОК 05
ЛР 01, ЛР 04,
ОК 05

2

Язык как средство общения. Основные функции языка в современном
обществе. Происхождение языка (различные гипотезы). Язык как
естественная и небиологическая система знаков. Язык и мышление. Языковая
и речевая компетенция. Русский язык в современном мире. Социальная
природа языка. Этапы культурного развития языка. Основные принципы
русской орфографии: морфологический, фонетический, исторический.
Реформы русской орфографии
Самостоятельная работа
1. Доклад и презентация: «Вклад М. В. Ломоносова (Ф. Ф. Фортунатова,
Д. Н. Ушакова, Л. В. Щербы, А. А. Реформатского, В. В. Виноградова и др.,
по выбору) в изучение русского языка».

2

1

Основное содержание

1

ЛР 06, ЛР 07, ЛР
09, ЛР13, ОК 05

9

Происхождение русского языка. Индоевропейская языковая семья. Этапы
формирования русской лексики. Заимствования из различных языков как
показатель межкультурных связей. Признаки заимствованного слова. Этапы
освоения
заимствованных
слов.
Правописание
и
произношение
заимствованных слов. Заимствованные слова в профессиональной лексике.
Словарь специальности
Самостоятельная работа
2. Сообщение: «Из истории славянской письменности».
Основное содержание
Тема 1.3. Язык
как система
Язык как система знаков. Структура языкового знака. Слово и его значение.
знаков
Лексическое и грамматическое значение слова. Звук и буква. Уровни языковой
системы и единицы этих уровней. Принципы выделения частей речи в русском
языке
Самостоятельная работа
3. Доклад: «А.С. Пушкин — создатель современного русского литературного
языка»
Раздел 2. Фонетика, морфология и орфография
формирования русской
лексики

1

1

ОК 05

1
1

1

ЛР 11, ЛР 11, ЛР
13, ЛР 18, ЛР 23,
ОК 04; ОК 05
ЛР 11, ЛР 11, ЛР
13, ЛР 18, ЛР 23,
ОК 04; ОК 05

40
Тема 2.1. Фонетика и
орфоэпия

Основное содержание
5
Фонетика и орфоэпия. Звуки и буквы. Соотношение звука и фонемы, звука и
буквы. Чередования звуков: позиционные и исторические. Основные виды
языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические).
Основные правила произношения гласных, согласных звуков. Характеристика
русского ударения (разноместное, подвижное). Орфоэпия и орфоэпические
нормы. Правописание гласных в корне слова: проверяемые,
непроверяемые. Чередование гласных в корне
Практическое занятие:
1.
Орфография. П р а в о п и с а н и е к о р н е й . Безударные гласные в корне слова:
проверяемые, непроверяемые, чередующиеся

4

1
1
10

Тема 2.2.
Морфемика и
словообразование

Самостоятельная работа
4. Доклад и презентация: «Характеристика гласных и согласных звуков в слове».
5. Сообщение «Новое в нормах ударения»;
6. Презентация: «Орфоэпические словари»
7. Составление тестов: «Правописание безударных гласных, звонких и глухих
согласных».
Основное содержание
Морфемная структура слова. Морфема как единица языка. Классификация
морфем: корневые и служебные. Словообразование. Морфологические способы
словообразования.
Неморфологические
способы
словообразования.
Формообразование. Правописание приставок на –З(-С), ПРЕ-/ПРИ-.
Правописание на стыке корня и приставки. Правописание гласных после
шипящих.
Практическое занятие:
Правописание приставок и на стыке корня и приставки
2
Самостоятельная работа
8. Составление тестов: «Правописание приставок».

Тема 2.3. Имя
существительное как
часть речи.

Тема 2.4. Имя

Основное содержание
Лексико-грамматические разряды существительных: конкретные, абстрактные,
вещественные, собирательные, единичные. Грамматические категории имени
существительного: род, число, падеж. Склонение имен существительных.
Правописание суффиксов имен существительных. Правописание сложных имен
существительных.
Самостоятельная работа
9. Презентация: «Несклоняемые существительные»
10. Доклад: «Существительные общего рода».
11. Составление словарного диктанта: «Дефисное написание существительных».
Основное содержание

4

7

ОК 04; ОК 05

6

1
1

1
4

ОК 04; ОК 05

4

3

6

ОК 04; ОК 05
11

прилагательное как
часть речи.

Лексико-грамматические разряды прилагательных. Разряды прилагательных:
качественные, относительные, притяжательные. Степени сравнения имен
прилагательных. Полная и краткая форма имен прилагательных. Семантикостилистические различия между краткими и полными формами.
Грамматические категории имени прилагательного: род, число, падеж.
Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание Н
и НН в прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных.
Практическое занятие:
Работа над орфографическими навыками. Правописание суффиксов и
окончаний имен существительных. Правописание сложных имен
3 существительных. Правописание суффиксов и окончаний имен
прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных.
Правописание Н и НН в прилагательных
Самостоятельная работа
12. Доклад: «Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль
(на примере лирики русских поэтов)».
13. Презентация: «Правописание сложных слов».

Тема 2.5. Имя
числительное как часть
речи.

Основное содержание
Разряды числительных.: количественные, порядковые, собирательные.
Склонение имен числительных. Лексическая сочетаемость собирательных
числительных.

5

1

2
3

ОК 04; ОК 05

3

Самостоятельная работа

Тема 2.6. Местоимение
как часть речи.

14. Презентация: «Особенности склонения числительных».
15. Сообщение: «Ошибки при использовании имён числительных в речи»
Основное содержание
Разряды местоимений по семантике: личные, возвратное, притяжательные,
вопросительные,
относительные,
неопределенные,
отрицательные,
указательные,
определительные.
Дефисное
написание
местоимений.
Правописание местоимений
Контрольная работа №1 по разделу: «Фонетика, морфология и орфография»

2

2

ОК 04; ОК 05

2
1
12

Самостоятельная работа
16. Составление тестов: «Слитное, раздельное и дефисное написание
местоимений».
17. Сообщение: «Употребление местоимений и местоименных наречий как
средства связи предложений»
Тема 2.7. Глагол как
часть речи.

Тема 2.8. Причастие и
деепричастие как
особые формы глагола

Основное содержание
Система грамматических категорий глагола (вид, переходность, залог,
наклонение, время, лицо, число, род). Основа настоящего (будущего) времени
глагола и основа инфинитива (прошедшего времени); их формообразующие
функции. Правописание окончаний глаголов. Правописание суффиксов
глаголов
Самостоятельная работа
18. Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ
Основное содержание
Действительные и страдательные причастия и способы их образования.
Правописание суффиксов причастий. Краткие и полные формы причастий.
Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Правописание не с
причастиями. Образование деепричастий совершенного и несовершенного
вида. Правописание суффиксов деепричастий.
Практическое занятие:
4

Наблюдение над функционированием правил орфографии в образцах
письменных текстов. Правописание суффиксов и окончаний глаголов и

причастий. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях.
Правописание не с причастиями, с глаголами, деепричастиями.

Самостоятельная работа
19. Презентация: «Особенности в образовании причастий»
20.Выполнение тестовых заданий ЕГЭ: «Правописание суффиксов причастий и
окончаний глаголов»
21. Составление словарного диктанта: «Правописание НЕ с разными частями
речи».
22. Выполнение тестовых заданий ЕГЭ: «Правописание НЕ с причастиями»

2

2

ОК 04; ОК 05

2

1
7

ОК 04; ОК 05

7

1
1

5

13

23. Составление тестов: «НН и Н в словах разных частей речи» и их выполнение
Тема 2.9. Наречие как
часть речи. Служебные
части речи.

Основное содержание
Семантика наречия, его морфологические признаки и синтаксические функции.
Разряды наречий по семантике и способам образования, местоименные наречия.
Степени сравнении качественных наречий. Разряды предлогов по семантике,
структуре и способам образования. Правописание производных предлогов и
союзов. Разряды союзов по семантике, структуре и способам образования.
Сочинительные и подчинительные союзы. Правописание частиц. Правописание
частицы НЕ с разными частями речи.
Практическое занятие:
Слитное, дефисное, раздельное написание слов
5

10

ОК 04; ОК 05

9

1
1

Самостоятельная работа
24. Сообщение: «Особенности употребления предлогов в речи»
25. Сообщение: «Употребление союзов в речи. Выразительные возможности
союзов»
26. Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ
27. Составление схемы – алгоритма: «Употребление НЕ-НИ с разными частями
речи»
Раздел 3. Синтаксис и пунктуация
Тема 3.1. Основные
единицы синтаксиса.

Основное содержание
Словосочетание. Сочинительная и подчинительная связь. Виды связи слов в
словосочетании: согласование, управление, примыкание. Простое предложение.
Односоставное и двусоставное предложения. Грамматическая основа простого
двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование
сказуемого с подлежащим. Односоставные предложения. Неполные предложения.
Распространенные и нераспространенные предложения
Практическое занятие:
Нахождение грамматической основы в двусоставном и односоставном
6
предложении. Знаки препинания в простом предложении

4

18

6

ОК 04; ОК 05;
ОК09
ОК 04; ОК 05

5

1
1
14

Самостоятельная работа
28. Сообщение: «Нарушение связи между подлежащим и сказуемым»
Тема 3.2
Второстепенные члены
предложения.

Тема 3.3. Сложное
предложение

Основное содержание
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство,
дополнение). Осложненные предложения. Предложения с однородными членами
и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.
Предложения с обособленными определениями, обстоятельствами и
приложениями. Построение предложения с деепричастным оборотом. Нарушение
в построении предложения с причастным оборотом. Общие условия обособления 6
(позиция, степень распространенности и др.). Условия обособления определений,
приложений, обстоятельств. Поясняющие и уточняющие члены как особый вид
обособленных членов. Обособление уточняющих членов предложения Знаки
препинания при вводных словах и предложениях, вставных конструкциях. Знаки
препинания при обращении
Практическое занятие:
Расстановка знаков препинания в предложениях с обособленными членами и
7 при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения
Самостоятельная работа
29. Доклад: «Предложения с однородными членами и их функции в речи».
30. Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ по теме: «Ошибка в
построении предложения с однородными членами»
31. Выполнение тестовых заданий ЕГЭ: «Грамматические и синтаксические
особенности при употреблении причастных оборотов»(в формате ЕГЭ)
32. Выполнение тестовых заданий ЕГЭ: «Знаки препинания при вводных словах
и вставных конструкциях». (В формате ЕГЭ ).
33. Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ по теме: «Синтаксические
нормы. Нормы согласования. Нормы управления»
Основное содержание
Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому
значению (предложения союзные и бессоюзные; сочиненные и подчиненные).
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложноподчиненное
предложение. Типы придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения
с несколькими придаточными. Бессоюзные сложные предложения. Способы

1
7

ОК 04; ОК 05

1
1

5

7

ОК 05; ОК 09

6

15

передачи чужой речи.
Предложения с прямой и косвенной речью как способ передачи чужой речи.
Ошибки в построении предложения с косвенной речью
Расстановка знаков препинания в сложном предложении Знаки
препинания в сложносочиненных предложениях. Знаки препинания в
8 сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в бессоюзных
сложных предложениях. Знаки препинания в предложения с прямой
речью. Знаки препинания при диалогах. Правила оформления цитат
Контрольная работа №2 по разделу: «Синтаксис и пунктуация»

1

1

Самостоятельная работа
34. Сообщение: «Сочинительная связь, её признаки».
35.Презентация: «Нормы построения сложных предложений и распространенные
ошибки».
36. «Грамматические ошибки с нарушением синтаксической нормы» (в формате
ЕГЭ ).

3

Прикладной модуль. Раздел 4. Особенности профессиональной коммуникации.
7
Тема 4.1. Язык как
средство
профессиональной,
социальной и
межкультурной
коммуникации.

Профессионально-ориентированное содержание

Основные аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный,
этический).
Языковые и речевые нормы. Речевые формулы. Речевой этикет
Самостоятельная работа
37. Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ на тему: «Языковые и
речевые нормы»

1

ОК 04; ОК 05;
ОК
09
ПК1.1,ПК1.2
ОК 04; ОК 05;
ОК
09
ПК1.1,ПК1.2

1

1

16

Тема 4.2.
Коммуникативный
аспект культуры речи.

Тема 4.3. Научный
стиль.

Профессионально-ориентированное содержание

Функциональные стили русского литературного языка как типовые
коммуникативные ситуации. Язык художественной литературы и литературный
язык. Индивидуальные стили в рамках языка художественной литературы.
Разговорная речь и устная речь.
Употребление
синонимв,
омонимов,
паронимов.
Изобразительные
возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Паронимы и их
употребление Сфера использования историзмов, архаизмов, неологизмов,
диалектизмов, профессионализмов, жаргонизмов. Художественные средства
выразительности
Практическое занятие:
Лексические
нормы.
Возможности
лексики
в
различных
функциональных
стилях.
Исправление
ошибок
в
текстах.
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов,
паронимов. Проблемы использования синонимов, омонимов, паронимов.
9
Паронимы и их употребление Лексика, ограниченная по сфере
использования (историзмы, архаизмы, неологизмы, диалектизмы,
профессионализмы,
жаргонизмы)
Художественные
средства
выразительности
Самостоятельная работа
38. Сообщение: Выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ «Исследование
явления паронимии в русском языке»
39. Доклад и презентация: «Изобразительные возможности синонимов,
антонимов, омонимов, паронимов»
40. Презентация: «Лексические ошибки»
Профессионально-ориентированное содержание

3

ОК 04; ОК 05;
ОК
09
ПК1.1,ПК1.2

3

1

1

3

1

ОК 04; ОК 05;
ОК
09
ПК1.1,ПК1.2
17

Тема 4.4. Деловой
стиль

Научный стиль и его подстили. Профессиональная речь и терминология. Виды
терминов (общенаучные, частнонаучные и технологические)
Профессионально-ориентированное содержание

1

Виды документов. Виды и формы деловой коммуникации. Предмет деловой
переписки. Виды деловых писем. Рекламные тексты в профессиональной
деятельности

1

1

Промежуточная аттестация (Экзамен)

ОК 04; ОК 05;
ОК
09
ПК1.1,ПК1.2

6

Всего:

80

18

3.
УСЛОВИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ

РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующее специальное помещение: Кабинет русского языка.
Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178–02):
оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной
мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к
уровню подготовки обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
− посадочные места по количеству обучающихся;
− рабочее место преподавателя;
− комплект учебно-наглядных пособий;
− комплект электронных видеоматериалов;
− задания для контрольных работ;
− профессионально ориентированные задания;
− материалы экзамена.
Технические средства обучения:
− персональный
компьютер
обеспечением;
− проектор с экраном.

с

лицензионным

программным

Залы:
Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в
образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из
перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в
качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми
изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
Русский язык :10—11-е классы : базовый уровень : учебник / Л. М.
Рыбченкова, О. М. Александрова, А. Г. Нарушевич [и др.]. — 5-е изд., стер. —
Москва : Просвещение, 2023. — 271, [1] с. : ил.
3.2.2. Дополнительные источники
19

1. Антонова, Е.С. Русский язык: учебник для использования в учебном

процессе образовательных учреждений среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с получением среднего
общего образования / Е.С. Антонова, Т. М. Воителева. – 4-е изд., стер. –
Москва: Академия, 2017. - 409 с. - (Профессиональное образование.
Общеобразовательные дисциплины). - ISBN 978-5-4468-5987-0
2. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. В 2 частях - Гольцова Н.Г.,
Шамшин И.В., Мищерина М.А. Москва: «Русское слово», 2022
3. Лобачева, Н.А.
Русский язык. Лексикология. Фразеология.
Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография: учебник для
среднего профессионального образования / Н.А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и
доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 230 с. – (Профессиональное
образование). – ISBN 978-5-534-12294-7
4. Лобачева, Н.А. Русский язык. Морфемика. Словообразование.
Морфология: учебник для среднего профессионального образования / Н. А.
Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 206 с.
– (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12621-1.
5. Лобачева, Н.А. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация: учебник для
среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и
доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 123 с. – (Профессиональное
образование). – ISBN 978-5-534-12620-4.
6. Русский язык. Сборник упражнений: учебное пособие для среднего
профессионального образования / П.А. Лекант [и др.]; под редакцией П.А.
Леканта. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 314 с. – (Профессиональное
образование). – ISBN 978-5-9916-7796-7. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт
[сайт].
–
URL:
http://www.biblio-online.ru/bcode/452165

20

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания
и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций.
Общая/профессиональная
компетенция
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятий

Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, 2.4,
2.5,
2.6, 2.7, 2.8, 2.9
Р 3, Темы 3.1., 3.2
Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/с4

Устный опрос Тестирование,
Лингвистические задачиДеловые игры
Практические работы
Выполнение экзаменационного
теста

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и
культурного контекста

Р 1, Темы 1.1, 1.2, 1.3
Р 2, Темы 2.1.,2.2, 2.3, .2.4,
2.5,
2.6, 2.7, 2.8, 2.9
Р 3, Темы 3.1., 3.2, 3.3
Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/

Практические работы Контрольные
работы Диктанты Разноуровневые
задания
Сочинения/Изложения/Эссе Групповые
проекты Индивидуальные проекты
Фронтальный опрос Деловая (ролевая)
игра
Деловая (ролевая) игра
Выполнение экзаменационноготеста

ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках

Р 3, Темы 3.3
Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/

Сочинения/Эссе
Аннотации
Тезисы Конспекты
РефератыСообщения
Практические работы Выполнение
экзаменационноготеста

ПК1.1,ПК1.2

Р 4, Темы 4.1.- 4.4 П-о/

Устный опрос Фронтальный контроль
Индивидуальный контроль
Анализ публичного выступления Практические
работы

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».