МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "КРОПОТКИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОЛОГИЙ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА" ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ ПО ПРОФЕССИИ 08.01.07 МАСТЕР ОБЩЕСТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ Квалификация выпускника: мастер общестроительных работ Нормативный срок освоения: на базе основного общего образования - 1 год 10 месяцев. форма обучения: очная 2023 2 СОГЛАСОВАНО: Руководитель ООО «Строитель» Квалификация по диплому: инженер-строитель «30» августа 2023г _____ В.А. Иванов _______________________ Квалификация по диплому _______________________ «30» августа 2023г. _________________/ _____________/ УТВЕРЖДЕНА: Директор ГБПОУ "КТТиЖТ" __________ /В.А Шахбазян/ Рассмотрена на заседании педагогического совета протокол № 1 от «31 » августа 2023г. Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования программа подготовки квалифицированных рабочих и служащих разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с учетом получаемой профессии и Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 08.01.27 Мастер общестроительных работ, утвержденного приказом Министерства просвещения России № 342 от 18 мая 2022 года, зарегистрирован Министерством юстиции России (рег. № 68835 от 10 июня 2022г.), укрупненной группы профессий 08.00.00 Техника и технологии строительства. Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края "Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта". Разработчики: И.В. Киселева ______________ методист Максимова С.В. __________ мастер производственного обучения Иванова Н.А_____________ мастер производственного обучения 3 СОДЕРЖАНИЕ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ И ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ ПО ПРОФЕССИИ 4 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ 19 3. РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН 22 4. ОБОСНОВАНИЕ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ ППКРС 23 5. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ И ПРАКТИК 27 6. УСЛОВИЯ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ 27 7. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ ПО ПРОФЕССИИ 35 РЕАЛИЗАЦИИ 8. ПРИЛОЖЕНИЯ 4 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ И ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ 1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ Область профессиональной деятельности выпускников: • выполнение каменных работ; • выполнение бетонных и опалубочных работ; 1.2 ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Код компетенции В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции. Формулировка компетенции ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации Знания, умения Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; 5 информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях. ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение; использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач. Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств. Умения: определять актуальность нормативноправовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования; выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования Знания: содержание актуальной нормативноправовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования; основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе 6 ОК 06 ОК 07 Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях ОК 08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений Умения: описывать значимость своей профессии применять стандарты антикоррупционного поведения Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии осуществлять работу с соблюдением принципов бережливого производства; организовывать профессиональную деятельность с учетом знаний об изменении климатических условий региона. Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения; принципы бережливого производства; основные направления изменения климатических условий региона. Умения: использовать физкультурнооздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения, характерными для данной профессии Знания: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии; средства профилактики перенапряжения Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и 7 профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности Основные виды деятельности и профессиональные компетенции Виды Код и наименование деятельности компетенции Выполнение ПК 1.1. Выполнять каменных работ подготовительные (по выбору) работы при производстве каменных работ Показатели освоения компетенции Практический опыт: выполнения подготовительных работ при производстве каменных работ; Умения: выполнять подготовительный этап при производстве каменных работ; выбирать инструменты, приспособления и инвентарь для каменных работ; подбирать требуемые материалы для каменной кладки; оценивать безопасность условий в соответствии с санитарногигиеническими нормативами и нормативами охраны труда; соблюдать требования охраны труда при нахождении на строительной площадке, требования безопасности, в том числе пожарной безопасности, электробезопасности при производстве каменных работ. Знания: подготовительные этапы при производстве каменных работ; виды, назначение и принцип действия инструментов, приспособлений и инвентаря для каменных работ; виды, назначение и свойства материалов для каменной кладки; правила подбора состава растворных смесей для каменной кладки и способы их приготовления; правила чтения рабочих чертежей и схем каменных конструкций; технологии выполнения каменных работ; технологии выполнения монтажных работ при возведении кирпичных зданий; 8 ПК 1.2. Производить общие каменные работы различной сложности технологии выполнения гидроизоляционных работ при каменной кладке; правила контроля соблюдения системы перевязки швов, размеров и заполнение швов, контроля вертикальности и горизонтальности кладки; методы расчета объемов работ каменной кладки и потребности материалов; безопасные условия в соответствии с санитарно-гигиеническими нормативами; требования охраны труда при нахождении на строительной площадке, требования безопасности, в том числе пожарной безопасности, электробезопасности при производстве каменных работ. Практический опыт: производства общих каменных работ различной сложности Умения: выбирать инструменты, приспособления и инвентарь для каменных работ; подбирать требуемые материалы для каменной кладки; читать рабочие чертежи и схемы каменных конструкций, проверять соответствие каменной конструкции чертежам проекта; применять технологии выполнения каменных работ; экономно расходовать ресурсы: воду, электроэнергию, тепло; рассчитывать количество строительных материалов для выполнения каменных: работ; выполнять подсчет объемов работ каменной кладки; оценивать безопасность условий в соответствии с санитарногигиеническими нормативами и нормативами охраны труда; соблюдать требования охраны труда при нахождении на строительной площадке, требования безопасности, в том числе пожарной безопасности, электробезопасности при производстве каменных работ. Знания: виды, назначение и принцип действия инструментов, приспособлений и инвентаря для каменных работ; виды, назначение и свойства материалов для каменной кладки; правила подбора состава растворных 9 ПК 1.3. Выполнять сложные архитектурные элементы из кирпича и камня смесей для каменной кладки и способы их приготовления; правила чтения рабочих чертежей и схем каменных конструкций; технологии выполнения каменных работ; методы расчета объемов работ каменной кладки и потребности материалов; безопасные условия в соответствии с санитарно-гигиеническими нормативами; требования охраны труда при нахождении на строительной площадке, требования безопасности, в том числе пожарной безопасности, электробезопасности при производстве каменных работ. Практический опыт: выполнения сложных архитектурных элементов из кирпича и камня Умения: выбирать инструменты, приспособления и инвентарь для каменных работ; подбирать требуемые материалы для каменной кладки; читать рабочие чертежи и схемы каменных конструкций, проверять соответствие каменной конструкции чертежам проекта; применять технологии выполнения каменных работ; экономно расходовать ресурсы: воду, электроэнергию, тепло; рассчитывать количество строительных материалов для выполнения каменных: работ; выполнять подсчет объемов работ каменной кладки; оценивать безопасность условий в соответствии с санитарногигиеническими нормативами и нормативами охраны труда; соблюдать требования охраны труда при нахождении на строительной площадке, требования безопасности, в том числе пожарной безопасности, электробезопасности при производстве каменных работ. Знания: виды, назначение и принцип действия инструментов, приспособлений и инвентаря для каменных работ; виды, назначение и свойства материалов для каменной кладки; правила подбора состава растворных смесей для каменной кладки и способы их 10 ПК 1.4. Выполнять монтажные работы при возведении кирпичных зданий приготовления; правила чтения рабочих чертежей и схем каменных конструкций; технологии выполнения каменных работ; методы расчета объемов работ каменной кладки и потребности материалов; безопасные условия в соответствии с санитарно-гигиеническими нормативами; требования охраны труда при нахождении на строительной площадке, требования безопасности, в том числе пожарной безопасности, электробезопасности при производстве каменных работ. Практический опыт: выполнения монтажных работ при возведении кирпичных зданий Умения: выбирать инструменты, приспособления и инвентарь для каменных работ; подбирать требуемые материалы для каменной кладки; читать рабочие чертежи и схемы каменных конструкций, проверять соответствие каменной конструкции чертежам проекта; применять технологии выполнения монтажных работ при возведении кирпичных зданий; экономно расходовать ресурсы: воду, электроэнергию, тепло; рассчитывать количество строительных материалов для выполнения каменных: работ; выполнять подсчет объемов работ каменной кладки; оценивать безопасность условий в соответствии с санитарногигиеническими нормативами и нормативами охраны труда; соблюдать требования охраны труда при нахождении на строительной площадке, требования безопасности, в том числе пожарной безопасности, электробезопасности при производстве каменных работ. Знания: виды, назначение и принцип действия инструментов, приспособлений и инвентаря для каменных работ; виды, назначение и свойства материалов для каменной кладки; правила чтения рабочих чертежей и схем каменных конструкций; технологии выполнения монтажных работ 11 при возведении кирпичных зданий; безопасные условия в соответствии с санитарно-гигиеническими нормативами; требования охраны труда при нахождении на строительной площадке, требования безопасности, в том числе пожарной безопасности, электробезопасности при производстве каменных работ. ПК 1.5. Производить Практический опыт: гидроизоляционные производства гидроизоляционных работ работы при при выполнении каменной кладки выполнении каменной Умения: кладки выбирать инструменты, приспособления и инвентарь для каменных работ; читать рабочие чертежи и схемы каменных конструкций, проверять соответствие каменной конструкции чертежам проекта; применять технологии выполнения гидроизоляционных работ при каменной кладке; экономно расходовать ресурсы: воду, электроэнергию, тепло; рассчитывать количество строительных материалов для выполнения каменных: работ; выполнять подсчет объемов работ каменной кладки; оценивать безопасность условий в соответствии с санитарногигиеническими нормативами и нормативами охраны труда; соблюдать требования охраны труда при нахождении на строительной площадке, требования безопасности, в том числе пожарной безопасности, электробезопасности при производстве каменных работ. Знания: виды, назначение и принцип действия инструментов, приспособлений и инвентаря для каменных работ; виды, назначение и свойства материалов для каменной кладки; правила чтения рабочих чертежей и схем каменных конструкций; технологии выполнения гидроизоляционных работ при каменной кладке; безопасные условия в соответствии с санитарно-гигиеническими нормативами; требования охраны труда при нахождении на строительной площадке, требования безопасности, в том числе пожарной безопасности, электробезопасности при 12 производстве каменных работ. ПК 1.6. Контролировать качество каменных работ Практический опыт: контроля качества каменных работ Умения: читать рабочие чертежи и схемы каменных конструкций, проверять соответствие каменной конструкции чертежам проекта; контролировать соблюдение системы перевязки швов, размеров и заполнение швов, контролировать вертикальность и горизонтальность кладки; оценивать безопасность условий в соответствии с санитарногигиеническими нормативами и нормативами охраны труда; соблюдать требования охраны труда при нахождении на строительной площадке, требования безопасности, в том числе пожарной безопасности, электробезопасности при производстве каменных работ. Знания: правила контроля соблюдения системы перевязки швов, размеров и заполнение швов, контроля вертикальности и горизонтальности кладки; безопасные условия в соответствии с санитарно-гигиеническими нормативами; требования охраны труда при нахождении на строительной площадке, требования безопасности, в том числе пожарной безопасности, электробезопасности при производстве каменных работ. ПК 1.7. Выполнять Практический опыт: ремонт каменных выполнения ремонта каменных конструкций конструкций. Умения: выбирать инструменты, приспособления и инвентарь для выполнения ремонта каменных конструкций; подбирать требуемые материалы для выполнения ремонта каменных конструкций; применять технологии выполнения ремонта каменных конструкций; экономно расходовать ресурсы: воду, электроэнергию, тепло; рассчитывать количество строительных материалов для выполнения ремонта каменных конструкций; оценивать безопасность условий в соответствии с санитарногигиеническими нормативами и 13 Выполнение бетонных и опалубочных работ (по выбору) ПК 2.1. Выполнять подготовительные работы при производстве бетонных и опалубочных работ нормативами охраны труда; соблюдать требования охраны труда при нахождении на строительной площадке, требования безопасности, в том числе пожарной безопасности, электробезопасности при производстве каменных работ. Знания: виды, назначение и принцип действия инструментов, приспособлений и инвентаря для ремонт каменных конструкций; виды, назначение и свойства материалов для ремонт каменных конструкций; правила подбора состава растворных смесей ремонт каменных конструкций и способы их приготовления; технологии выполнения ремонта каменных конструкций; безопасные условия в соответствии с санитарно-гигиеническими нормативами; требования охраны труда при нахождении на строительной площадке, требования безопасности, в том числе пожарной безопасности, электробезопасности при производстве каменных работ. Практический опыт: выполнения подготовительных работ при производстве бетонных и опалубочных работ. Умения: выполнять подготовительные этапы работы при выполнении опалубочных работ; выполнять подготовительные этапы работы при выполнении бетонных работ; выбирать инструменты, приспособления и инвентарь, машины и механизмы для бетонных и опалубочных работ; экономно расходовать ресурсы: воду, электроэнергию, тепло; оценивать безопасность условий в соответствии с санитарногигиеническими нормативами и нормативами охраны труда; соблюдать требования охраны труда при нахождении на строительной площадке, требования безопасности, в том числе пожарной безопасности, электробезопасности при ведении бетонных и опалубочных работ. 14 ПК 2.2. Производить бетонные работы различной сложности Знания: подготовительные этапы при выполнении опалубочных работ; подготовительные этапы при выполнении бетонных работ; виды, назначение и принцип действия инструментов, приспособлений и инвентаря, машин и механизмов для бетонных и опалубочных работ; правила санитарно-гигиенические нормативы и нормативы охраны труда; требования охраны труда при нахождении на строительной площадке, требования безопасности, в том числе пожарной безопасности, электробезопасности при ведении бетонных и опалубочных работ. Практический опыт: производства бетонных работ различной сложности. Умения: выбирать инструменты, приспособления и инвентарь, машины и механизмы для бетонных и опалубочных работ; читать рабочие чертежи и схемы производства бетонных работ и опалубочных работ; применять технологии выполнения бетонных работ; применять технологии выполнения опалубочных работ; приготавливать бетонную смесь по заданному составу ручным и механизированным способом; изготовлять, ремонтировать и собирать различные виды опалубки; экономно расходовать ресурсы: воду, электроэнергию, тепло; рассчитывать количество строительных материалов для выполнения бетонных и опалубочных работ: работ; оценивать безопасность условий в соответствии с санитарногигиеническими нормативами и нормативами охраны труда; соблюдать требования охраны труда при нахождении на строительной площадке, требования безопасности, в том числе пожарной безопасности, электробезопасности при ведении бетонных и опалубочных работ. Знания: виды, назначение и принцип действия инструментов, приспособлений и инвентаря, машин и механизмов для бетонных и опалубочных работ; 15 ПК 2.3. Контролировать качество бетонных и железобетонных работ правила чтения рабочих чертежей и схем производства бетонных работ и опалубочных работ; технологии выполнения бетонных работ; технологии выполнения опалубочных работ составы бетонной смеси для приготовления ручным и механизированным способом; назначение и виды опалубки; способы изготовления, ремонта и сборки опалубки различных видов; правила подсчета объемов бетонных работ с учетом расхода материалов на заданный объем работ; правила санитарно-гигиенические нормативы и нормативы охраны труда; требования охраны труда при нахождении на строительной площадке, требования безопасности, в том числе пожарной безопасности, электробезопасности при ведении бетонных и опалубочных работ. Практический опыт: контроля качества бетонных и железобетонных работ. Умения: контролировать и устранять дефекты выполнения опалубочных работ; контролировать качество выполнения бетонных и железобетонных работ; оценивать безопасность условий в соответствии с санитарногигиеническими нормативами и нормативами охраны труда; соблюдать требования охраны труда при нахождении на строительной площадке, требования безопасности, в том числе пожарной безопасности, электробезопасности при ведении бетонных и опалубочных работ. Знания: виды, назначение контрольноиззобетмерительных инструментов и приборов и способы работы с ними; виды дефектов и способы контроля качества бетонных и желеонных конструкций; правила санитарно-гигиенические нормативы и нормативы охраны труда; требования охраны труда при нахождении на строительной площадке, требования безопасности, в том числе пожарной безопасности, электробезопасности при ведении бетонных и опалубочных работ. 16 ПК 2.4. Выполнять ремонт бетонных и железобетонных конструкций Практический опыт: выполнения ремонта бетонных и железобетонных конструкций. Умения: подбирать инструменты, приспособления и материалы, применяемые для ремонта бетонных и железобетонных конструкций; изготовлять, ремонтировать и собирать различные виды опалубки; экономно расходовать ресурсы: воду, электроэнергию, тепло; оценивать безопасность условий в соответствии с санитарногигиеническими нормативами и нормативами охраны труда; соблюдать требования охраны труда при нахождении на строительной площадке, требования безопасности, в том числе пожарной безопасности, электробезопасности при ведении бетонных и опалубочных работ. Знания: способы изготовления, ремонта и сборки опалубки различных видов; правила санитарно-гигиенические нормативы и нормативы охраны труда; требования охраны труда при нахождении на строительной площадке, требования безопасности, в том числе пожарной безопасности, электробезопасности при ведении бетонных и опалубочных работ. Сформированы личностные результаты: Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) Осознающий себя гражданином России и защитником Отечества, выражающий свою российскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском обществе и современном мировом сообществе. Сознающий свое единство с народом России, с Российским государством, демонстрирующий ответственность за развитие страны. Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России, сохранять и защищать историческую правду о Российском государстве Проявляющий активную гражданскую позицию на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения к историческому и культурному наследию России. Осознанно Код личностных результатов реализации программы воспитания ЛР 1 ЛР 2 17 и деятельно выражающий неприятие дискриминации в обществе по социальным, национальным, религиозным признакам; экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности. Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в студенческом самоуправлении, добровольчестве, экологических, природоохранных, военнопатриотических и др. объединениях, акциях, программах). Принимающий роль избирателя и участника общественных отношений, связанных с взаимодействием с народными избранниками Демонстрирующий приверженность традиционным духовнонравственным ценностям, культуре народов России, принципам честности, порядочности, открытости. Действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков. Готовый к деловому взаимодействию и неформальному общению с представителями разных народов, национальностей, вероисповеданий, отличающий их от участников групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие социально опасного поведения окружающих и предупреждающий его. Проявляющий уважение к людям старшего поколения, готовность к участию в социальной поддержке нуждающихся в ней Проявляющий и демонстрирующий уважение к труду человека, осознающий ценность собственного труда и труда других людей. Экономически активный, ориентированный на осознанный выбор сферы профессиональной деятельности с учетом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, российского общества. Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни. Демонстрирующий позитивное отношение к регулированию трудовых отношений. Ориентированный на самообразование и профессиональную переподготовку в условиях смены технологического уклада и сопутствующих социальных перемен. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, народу, малой родине, знания его истории и культуры, принятие традиционных ценностей многонационального народа России. Выражающий свою этнокультурную идентичность, сознающий себя патриотом народа России, деятельно выражающий чувство причастности к многонациональному народу России, к Российскому Отечеству. Проявляющий ценностное отношение к историческому и культурному наследию народов России, к национальным символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в России, к соотечественникам за рубежом, поддерживающий их заинтересованность в сохранении общероссийской культурной идентичности, уважающий их права Ориентированный на профессиональные достижения, деятельно выражающий познавательные интересы с учетом своих способностей, образовательного и профессионального маршрута, ЛР 3 ЛР 4 ЛР 5 ЛР 6 18 выбранной квалификации Осознающий и деятельно выражающий приоритетную ценность каждой человеческой жизни, уважающий достоинство личности каждого человека, собственную и чужую уникальность, свободу мировоззренческого выбора, самоопределения. Проявляющий бережливое и чуткое отношение к религиозной принадлежности каждого человека, предупредительный в отношении выражения прав и законных интересов других людей Проявляющий и демонстрирующий уважение законных интересов и прав представителей различных этнокультурных, социальных, конфессиональных групп в российском обществе; национального достоинства, религиозных убеждений с учётом соблюдения необходимости обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Понимающий и деятельно выражающий ценность межрелигиозного и межнационального согласия людей, граждан, народов в России. Выражающий сопричастность к преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства, включенный в общественные инициативы, направленные на их сохранение Сознающий ценность жизни, здоровья и безопасности. Соблюдающий и пропагандирующий здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическая активность), демонстрирующий стремление к физическому совершенствованию. Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек и опасных наклонностей (курение, употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, азартных игр, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе, в том числе в цифровой среде Бережливо относящийся к природному наследию страны и мира, проявляющий сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социальных, экономических и профессионально-производственных процессов на окружающую среду. Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе, распознающий опасности среды обитания, предупреждающий рискованное поведение других граждан, популяризирующий способы сохранения памятников природы страны, региона, территории, поселения, включенный в общественные инициативы, направленные на заботу о них Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. Критически оценивающий и деятельно проявляющий понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное состояние и поведение людей. Бережливо относящийся к культуре как средству коммуникации и самовыражения в обществе, выражающий сопричастность к нравственным нормам, традициям в искусстве. Ориентированный на собственное самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве с учётом российских традиционных духовно-нравственных ценностей, эстетическом обустройстве собственного быта. Разделяющий ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве. Выражающий ценностное отношение к технической и промышленной эстетике Принимающий российские традиционные семейные ценности. ЛР 7 ЛР 8 ЛР 9 ЛР 10 ЛР 11 ЛР 12 19 Ориентированный на создание устойчивой многодетной семьи, понимание брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности Способный при взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей, стремящийся к формированию в строительной ЛР13 отрасли и системе жилищно-коммунального хозяйства личностного роста как профессионала Способный ставить перед собой цели под для решения возникающих профессиональных задач, подбирать способы решения и средства ЛР14 развития, в том числе с использованием информационных технологий; Содействующий формированию положительного образа и ЛР15 поддержанию престижа своей профессии Способный искать и находить необходимую информацию используя разнообразные технологии ее поиска, для решения возникающих в ЛР 16 процессе производственной деятельности проблем при строительстве и эксплуатации объектов капитального строительства; Способный выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя ЛР 17 в сети как результативный и привлекательный участник трудовых отношений. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации1 (при наличии) Признающий ценность непрерывного образования, ориентирующийся в изменяющемся рынке труда, избегающий безработицы; управляющий собственным профессиональным ЛР - КК 1 развитием; рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности. Экономически активный, предприимчивый, готовый к ЛР - КК 2 самозанятости. Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями2 (при наличии) Готовый к самостоятельной профессиональной деятельности в современном обществе, проявляющий высокопрофессиональную ЛР - Р1 трудовую активность Гибко реагирующий на проявление новых форм трудовой ЛР - Р2 деятельности, готовый к их освоению. Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной ЛР - Р3 реакции на критику. 1 Блок разрабатывается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, переносится из Программы воспитания субъекта Российской Федерации. Заполняется при разработке рабочей программы воспитания профессиональной образовательной организации. 2 Блок заполняется при разработке рабочей программы воспитания профессиональной образовательной организации. 20 Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектами образовательного процесса3 (при наличии) Демонстрирующий приверженность принципам честности, ЛР -Т1 порядочности, открытости. Препятствующий действиям, направленным на ущемление прав или ЛР -Т2 унижение достоинства (в отношении себя или других людей) Готовый к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса и в многообразных обстоятельствах. Понимающий сущность нравственных качеств и черт характера окружающих людей и, ЛР- Т3 следовательно, умеющий находить индивидуальный подход к каждому человеку 3 Блок разрабатывается ПОО совместно с работодателями, родителями, педагогами и обучающимися. Заполняется при разработке рабочей программы воспитания профессиональной образовательной организации. 21 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИИ 2.1. Нормативные сроки освоения программы Нормативный срок освоения программы при очной образования: - на базе основного общего образования – 1 год 10 мес. форме получения 2.2. Требования к поступающим: наличие основного общего образования. 2.3. Перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94): 1. Мастер общестроительных работ 22 23 4. ОБОСНОВАНИЕ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ ППКРС Распределение 288 часов вариативной части между циклами ППКРС проведено на основании анкетирования работодателей и расширенного заседания МК с участием работодателей приводится в таблице: Обязательная Индекс Наименование циклов (раздела), требования к учебная знаниям, умениям, практическому опыту нагрузка, Обоснование час. 1 СГ.06 2 4 Кубановедение как региональный компонент с целью расширения знаний предметной области «Общественные науки», нацелен на общекультурное развитие личности обучающихся, включает материал по истории развития Кубани. 36 ОП.00 Общепрофессиональный цикл ОП.01 В результате изучения вариативной части цикла обучающийся должен по дисциплине «Основы строительного черчения»: уметь: выполнять простые чертежи деталей, наносить размеры, практически применять геометрические построения; вычерчивать аксонометрические и прямоугольные проекции; выполнять сечения и разрезы; знать: правила оформления чертежей; практическое применение геометрических построений; основные правила прямоугольного и аксонометрического проецирования; правила штриховки и обозначения сечений и разрезов. В результате изучения вариативной части цикла обучающийся должен по дисциплине «Основы строительного материаловедения»: ОП.02 ПМ.01 Выполнение каменных работ В результате изучения вариативной части цикла обучающийся должен по МДК 01.01. "Технология каменных работ" Выбирать инструмент для выполнения контроля качества работ Овладеть приемами пользования контрольноизмерительными инструментами. Составлять сравнительные таблицы свойств различных кладочных материалов 102 (42+60) 46 (42+4) 316 (200+116) 24 Определять необходимое количество кирпичей для кладки стен. Выполнять подготовку строительных материалов для выполнения каменных работ. Приготовливать растворы и расстилать на стене. Определять размер требуемого неполномерного кирпича Расчитывать количество неполномерных кирпичей для кладки угла. Овладевать приемами рубки неполномерных кирпичей для кладки. Составлять схемы рабочего места каменщика. Владеть приемами кладки штраб. Владеть приемами разметки каменных конструкций. Владетьприемами кладки угла по однорядной системе перевязки швов. Владеть приемами кладки стен по однорядной системе перевязки швов. Владеть приемами кладки угла по многорядной системе перевязки швов. Владеть приемами кладки стен по многорядной системе перевязки швов. Владеть приемами кладки вентиляционных каналов по многорядной системе перевязки швов. Владеть приемами кладки дымовых каналов по многорядной системе перевязки швов. Владеть приемами кладки столбов по трехрядной системе перевязки швов. Владеть приемами кладки простенков по трехрядной системе перевязки швов. Составлять схемы организации рабочего места. Читать чертежи кирпичной кладки. Владеть приемами кладки способом «вприжим». Владеть приемами кладки способом «вприсык». Владеть приемами кладки способом вприсык с подрезкой раствора. Владеть приемами кладки способом вполуприсык. Составлять таблицы сравнения способов кладки. Составлять таблицы правил техники безопасности при выполнении кирпичной кладки. Составлять операционные карты кирпичнобетонной кладки. Составлять технологические карты выполнения работ. Составлять операционные карты бутовой кладки «под лопатку». Составлять операционные карты бутовой кладки «под скобу». Составлять операционные карты бутовой кладки «под залив». Составлять операционные карты бутобетонной кладки. 25 Составлять таблицы требований к качеству пенобетонной кладки. Составлять технологические карты смешанной кладки. Составлять технологические карты выполнения работ. Составление технологической карты кладки перемычек, арок. Составлять технологические карты декоративной кладки. Составлять технологические карты устройства деформационных швов. Составлять технологические карты кладки колодцев, коллекторов и труб. Читать чертежи кладки фундаментов. Составлять технологические карты кладки стен подвала. Составлять технологической карты кладки фундаментов. Читать чертежи гидроизоляции каменных конструкций. Составлять операционные карты растворной гидроизоляции. Составлять операционные карты окрасочной гидроизоляции. Составлять операционные карты горизонтальной и вертикальной гидроизоляции из различных материалов. Составлять операционные карты устройства отмостки. Составлять технологические карты контроля качества. Читать чертежи готовых зданий, сооружений. Рассчитывать количество материалов для кладки угла. Рассчитывать количество материалов для кладки стены. Рассчитывать количество материалов для кладки стены с оконными проемами. Составлять технологические карты на производство геодезических работ. Составлять схемы организации рабочего места. Особенности производства работ при отрицательной температуре; Способы кладки в зимних условиях; Зимняя кладка с облицовкой. Бутобетонная кладка в зимних условиях Мероприятия, проводимые в период оттаивания зимней кладки; Соблюдать правила техники безопасности. Выполнять зимнюю кладку с облицовкой. Выполнять бутобетонную кладку в зимних условиях. 26 Читать чертежи каменных конструкций. Составлять технологические карты мероприятий проводимых в период оттаивания. Составлять эскиз организации рабочего места. Составлять таблицы способов кладки в зимних условиях. Составлять операционные карты кладки стен способом замораживания. Составлять операционные кладки стен с противоморозными добавками. Составлять таблицы мероприятий проводимых в период оттаивания. Определять качество выполненных работ. Выполнять правила техники безопасности при работах в зимних условиях. Составлять технологические карты монтажа прогонов. Составлять технологические карты монтажа балконных плит. Читать чертежи зданий повышенной этажности. Составлять схемы монтажа зданий из объёмных элементов. Составлять схемы организации рабочего места. Составлять правила техники безопасности при работе в зимнее время. Составлять технологические карты монтажа зданий повышенной этажности. Составлять технологические карты монтажа санитарно-технических кабин. Составлять технологические карты монтажа элементов лифтовых шахт. Составлять технологические карты монтажа зданий из объёмных элементов. Составлять таблицы контроля качества монтажа. Составлять таблицы правил техники безопасности работы в зимнее время. Знать: Контрольно-измерительные инструменты: устройство, применение. Кладка стен и углов по однорядной системе перевязки швов. Кладку стен и углов по многорядной системе перевязки швов. Монтаж зданий из объемных блоков, монтаж санитарно-технических кабин и элементов лифтовых шахт; особенности монтажа зданий повышенной этажности. Особенности монтажных работ в зимнее время. ПП.01 Производственная практика 36 27 ПП.02 Производственная практика 36 5. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ И ПРАКТИК Индекс дисциплины, профессионал ьного модуля, практики по ФГОС 1 Наименование циклов, разделов и программ Номер приложения, содержащего программу в ППКРС 2 О.00 Общеобразовательный цикл 4 ОД.01 ОД.02 ОД.03 ОД.04 ОД.05 ОД.06 ОД.07 ОД.08 ОД.09 ОД.10 ОД.11 ОД.12 ОД.13 ОД.14 СГ.00 СГ.01 СГ.02 СГ.03 СГ.04 СГ.05 СГ.06 СГ.00 Русский язык Литература Иностранный язык Математика Информатика История Обществознание География Физическая культура ОБЖ Физика Химия Биология Основы проектной деятельности Социально-гуманитарный цикл История России Иностранный язык в профессиональной деятельности Безопасность жизнедеятельности Физическая культура Основы бережливого производства Кубановедение Социально-гуманитарный цикл ОП.01 ОП.02 ОП.03 ОП.04 Основы строительного черчения Основы строительного материаловедения Строительные машины и средства малой механизации Основы бизнеса, коммуникаций и финансовой грамотности 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ОП.00 Общепрофессиональный цикл 21 22 23 24 П.00 Профессиональный цикл ПМ.00 Профессиональные модули ПМ.01 МДК.01.01 ПМ.02 МДК.02.01 ПУП ППП ГИА.00 Выполнение каменных работ Технология каменных работ Выполнение бетонных и опалубочных работ Технология бетонных и опалубочных работ 25 Программа учебной практики Программа производственной практики 27 28 29 30 31 Государственная итоговая аттестация Рабочая программа воспитания Календарный план воспитательной работы 26 Программы, перечисленные в перечне, размещены в приложениях. 5.1 Рабочая программа воспитания 5.1.1. Цели и задачи воспитания обучающихся при освоении ими образовательной программы: 28 Цель рабочей программы воспитания – создание организационно-педагогических условий для формирования личностных результатов обучающихся, проявляющихся в развитии их позитивных чувств и отношений к российским гражданским (базовым, общенациональным) нормам и ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации, с учетом традиций и культуры субъекта Российской Федерации, деловых качеств квалифицированных рабочих, служащих определенных отраслевыми требованиями (корпоративной культурой). Задачи: – формирование единого воспитательного пространства, создающего равные условия для развития обучающихся профессиональной образовательной организации; – организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в общественно-ценностные социализирующие отношения; – формирование у обучающихся профессиональной образовательной организации общих ценностей, моральных и нравственных ориентиров, необходимых для устойчивого развития государства; – усиление воспитательного воздействия благодаря непрерывности процесса воспитания. 5.1.2. Программа разработана в соответствии с предъявляемыми требованиями (приложение 30). 5.2. Календарный план воспитательной работы Календарный план воспитательной работы представлен в приложении 31. Раздел 6. Условия реализации образовательной программы 6.1. Требования к материально-техническому обеспечению образовательной программы 6.1.1. Специальные помещения представляют собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной и воспитательной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов. Перечень специальных помещений Кабинеты: истории; иностранного языка; безопасности жизнедеятельности; основ бережливого производства; основ бизнеса, коммуникаций и финансовой грамотности; основ строительного черчения; основ строительного материаловедения; строительных машин и средств малой механизации. Мастерские: каменных работ; бетонных опалубочных работ; Спортивный комплекс: спортивный зал; 29 открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий Залы: библиотека, читальный зал с выходом в интернет; актовый зал; и др. 6.1.2. Материально-техническое оснащение кабинетов, лабораторий, мастерских и баз практики по профессии Техникум располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической работы обучающихся, предусмотренных учебным планом и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам в разрезе выбранных траекторий. Минимально необходимый для реализации ООП перечень материально-технического обеспечения, включает в себя: 6.1.2.1. Оснащение кабинетов Кабинет «Истории»: рабочее место преподавателя; рабочие места для обучающихся; компьютер с подключением к сети Internet, лицензионное программное обеспечение: операционные системы, пакет офисных программ, мультимедиа проектор; учебные плакаты; учебные фильмы; презентации по темам программы; экранно-звуковые пособия; дидактические материалы. Кабинет «Иностранного языка»: рабочее место преподавателя; рабочие места для обучающихся компьютер с подключением к сети Internet, лицензионное программное обеспечение: операционные системы, пакет офисных программ, мультимедиа проектор; аудио- и видео средства; словари; дидактические материалы. Кабинет «Безопасность жизнедеятельности»: рабочее место преподавателя; рабочие места для обучающихся Компьютер с подключением к сети Internet, лицензионное программное обеспечение: операционные системы, пакет офисных программ, мультимедиа проектор, винтовки пневматические, пневматический пистолет, макет массо-габаритный АК74М робот-тренажер «Александр», прибор химической разведки, противогаз, комплект учебно-наглядных пособий, дидактические материалы. Кабинет «Основ бережливого производства»: рабочее место преподавателя; рабочие места для обучающихся компьютер с подключением к сети Internet, лицензионное программное обеспечение: операционные системы, пакет офисных программ, мультимедиа проектор; аудио- и видео средства, дидактические материалы. Кабинет «Основ бизнеса, коммуникаций и финансовой грамотности»: рабочее место преподавателя; рабочие места для обучающихся компьютер с подключением к сети Internet, лицензионное программное обеспечение: операционные системы, пакет офисных программ, мультимедиа проектор; 30 аудио- и видео средства, дидактические материалы. Кабинет «Основ строительного черчения»: рабочее место преподавателя; рабочие места для обучающихся компьютер с подключением к сети Internet, лицензионное программное обеспечение: операционные системы, пакет офисных программ, сетевая версии информационно-правовой системы КонсультантПлюс (или аналог); архитектурно-дизайнерская программа ArCon 5.02 (или аналог); архитектурно-строительная программа ArchiCAD, система САПР «КОМПАС-ЗD» (или аналог); мультимедиа проектор, учебно-наглядные пособия, комплект чертёжных инструментов и приспособлений, модели технических деталей, плакаты по темам программы, дидактические материалы. Кабинет «Основ строительного материаловедения»: рабочее место преподавателя; рабочие места для обучающихся компьютер с подключением к сети Internet, лицензионное программное обеспечение: операционные системы, пакет офисных программ; мультимедиа проектор, плакаты и образцы строительных материалов; экранно-звуковые пособия, дидактические материалы. Кабинет «Строительных машин и средств малой механизации»: рабочее место преподавателя; рабочие места для обучающихся компьютер с подключением к сети Internet, лицензионное программное обеспечение: операционные системы, пакет офисных программ; мультимедиа проектор, плакаты, нормативно-техническая и справочная литература, экранно-звуковые пособия, дидактические материалы. 6.1.2.2. Оснащение помещений, задействованных при организации самостоятельной и воспитательной работы. Помещение для самостоятельной работы: компьютер с подключением к сети Internet, лицензионное программное обеспечение: операционные системы, пакет офисных программ; рабочие станции с выходом в Интернет, по: операционные системы, пакет офисных программ, пакет офисных программ, система автоматизированного проектирования nanoCAD Pus 11.3, система САПР «КОМПАС-ЗD», программа распознавания текста ABBYY FineReader 9,0 Sprint ABBYY FineReader 9,0 программа для создания, редактирования и чтения PDFфайлов Foxit Reader, архиваторы файлов WinRar и Win Zip, Помещения для воспитательной работы: Кабинет воспитательной работы: рабочее место педагога – организатора, компьютер с подключением к сети Internet, лицензионное программное обеспечение: операционные системы, пакет офисных программ. мультимедиа проектор; аудио- и видео средства. Комната психологической разгрузки: рабочее место педагога – психолога, компьютер с подключением к сети Internet, лицензионное программное обеспечение: операционные системы, пакет офисных программ. мультимедиа проектор, аудио- и видео средства. 31 Кабинет социализации: рабочее место социального педагога, компьютер с подключением к сети Internet, лицензионное программное обеспечение: операционные системы, пакет офисных программ. мультимедиа проектор, аудио- и видео средства. 6.1.2.3. Оснащение мастерских Мастерская каменных работ рабочее место мастера производственного обучения, рабочие места для обучающихся, мультимедийный комплекс, проектор, экран, принтер, комплект учебно-наглядных пособий; комплект технологической документации; комплект учебно-методической документации; комплект плакатов, учебный комплекс «Технология каменной кладки» (образцы кирпичной кладки), камнерез, кирпич белый силикатный, кирпич облицовочный, ящики для раствора, растворомешалка, набор инструмента каменщика, образцы материалов для каменной кладки. Мастерская бетонных опалубочных работ: рабочее место мастера производственного обучения, рабочие места для обучающихся, мультимедийный комплекс, проектор, экран, принтер, комплект учебно-наглядных пособий, комплект технологической документации, комплект учебно-методической документации, комплект плакатов, телескопические стойки, рама для крепления стоек раздвижные струбцины, балочная опалубка для перекрытий, панельно-щитовая опалубка, стеновая несъёмная опалубка, винтовой домкрат, съёмные головки (вильчатые, падающие, опорные), глубинный вибратор, затирочная машина, виброрейка, оборудование для подачи бетона. 6.1.2.4. Оснащение баз практик Реализация образовательной программы предполагает обязательную учебную и производственную практику. Учебная практика реализуется в мастерских техникума и оборудована, инструментами, расходными материалами, обеспечивающими выполнение всех видов работ, определенных содержанием программ профессиональных модулей, в том числе оборудования и инструментов, используемых при проведении чемпионатов Профессионалы и указанных в инфраструктурных листах конкурсной документации по компетенции «Кирпичная кладка» (или их аналогов). Производственная практика реализуется в организациях строительного профиля, обеспечивающих деятельность обучающихся в профессиональной области 16 Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, 40 Сквозные виды деятельности. Оборудование предприятий и технологическое оснащение рабочих мест производственной практики должно соответствовать содержанию профессиональной деятельности и дать возможность обучающемуся овладеть профессиональными компетенциями по всем видам деятельности, предусмотренными программой, с использованием современных технологий, материалов и оборудования. 6.1.3. Допускается замена оборудования его виртуальными аналогами. 32 6.2. Требования к образовательной программы учебно-методическому обеспечению 6.2.1. Библиотечный фонд техникума укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями (25% допуска) по каждой дисциплине (модулю) из расчета не менее 0,25 экземпляра каждого из изданий, указанных в рабочих программах дисциплин (модулей) в качестве основной литературы, на одного обучающегося из числа лиц, одновременно осваивающих соответствующую дисциплину (модуль). Обучающимся обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению (при необходимости). Образовательная программа обеспечена учебно-методической документацией по всем учебным дисциплинам (модулям). 6.2.2. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья обеспечены печатными и (или) электронными учебными изданиями, адаптированными при необходимости для обучения указанных обучающихся (при необходимости). 6.2.3. Перечень необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства. № п/п 1. 2. 3. 4. Наименование лицензионного и Код и наименование Кол-во свободно распространяемого учебной дисциплины программного обеспечения, в том (модуля) числе отечественного производства Autocad (или аналоги) Основы строительного черчения, Выполнение монтажных работ при возведении всех типов зданий и сооружений из сборных железобетонных и металлических конструкций КОМПАС-3D (или аналоги) Основы строительного черчения Thixomet PRO (или аналоги) Основы строительного материаловедения MathCAD (или аналоги) Строительные машины и средства малой 33 механизации» 5. 6. 7. Справочно-правовая "Гарант" (или аналоги) система Основы бизнеса, коммуникаций и финансовой грамотности Справочно-правовая система Основы бизнеса, "КонсультантПлюс" (или аналоги) коммуникаций и финансовой грамотности ARCHICAD (или аналоги) Выполнение каменных работ 6.3. Требования к практической подготовке обучающихся 6.3.1. Практическая подготовка при реализации образовательных программ среднего профессионального образования направлена на совершенствование модели практико-ориентированного обучения, усиление роли работодателей при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, путем расширения компонентов (частей) образовательных программ, предусматривающих моделирование условий, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью, а также обеспечения условий для получения обучающимися практических навыков и компетенций, соответствующих требованиям, предъявляемым работодателями к квалификациям специалистов, рабочих. 6.3.2. Образовательная деятельность в форме практической подготовки: − реализуется при проведении практических и лабораторных занятий, выполнении курсового проектирования, всех видов практики и иных видов учебной деятельности; − предусматривает демонстрацию практических навыков, выполнение, моделирование обучающимися определенных видов работ для решения практических задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью в условиях, приближенных к реальным производственным; − может включать в себя отдельные лекции, семинары, мастерклассы, которые предусматривают передачу обучающимся учебной информации, необходимой для последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. 6.3.3. Практическая подготовка организуется в учебных, учебнопроизводственных лабораториях, мастерских, учебно-опытных хозяйствах, учебных полигонах, учебных базах практики и иных структурных подразделениях образовательной организации, а также в специально оборудованных помещениях (рабочих местах) профильных организаций на основании договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между образовательной организацией и профильной организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы. 6.3.4. Результаты освоения образовательной программы (ее отдельных частей) могут быть оценены в рамках промежуточной и 34 государственной итоговой демонстрационного экзамена. аттестации, организованных в форме 6.4. Требования к организации воспитания обучающихся 6.4.1. Воспитание обучающихся при освоении ими основной образовательной программы осуществляется на основе включаемых в настоящую образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (приложение 3). 6.4.3. В разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы принимают участие советы обучающихся, советы родителей, представители работодателей и (или) их объединений (при их наличии). 6.5. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы 6.5.1. Реализация образовательной программы обеспечено педагогическими работниками техникума, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 16 Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, 40 Сквозные виды профессиональной деятельности, и имеющими стаж работы в данной профессиональной области не менее трех лет. Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности 16 Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, 40 Сквозные виды профессиональной деятельности, не реже одного раза в три года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций. 7. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ 7.1. Промежуточная аттестация проходит в соответствие с Положением о периодичности и порядке текущего контроля знаний и промежуточной аттестации, обучающихся ГБПОУ "КТТ и ЖТ", положением «Об оценочных средствах для текущего контроля и промежуточной аттестации»), в форме дифференцированного зачета, экзамена, экзамена по модулю. Всего за курс обучения предусмотрено 21 дифференцированный зачет (в том числе 2 по физической культуре), 9 экзаменов (2 по модулю). 35 Дифференцированные зачеты проводят в пределах учебного времени, отведенного на соответствующую учебную дисциплину или междисциплинарный курс. Дифференцированные зачеты проводятся по следующим учебным дисциплинам и междисциплинарным курсам: ОД.03 ОД.05 ОД.06 ОД.07 ОД.08 ОД.09 ОД.10 ОД.12 ОД.13 ОД.14 Иностранный язык Информатика История Обществознание География Физическая культура ОБЖ Химия Биология Основы проектной деятельности СГ.01 История России 3 СГ.02 Иностранный язык в профессиональной деятельности 4 СГ.03 СГ.04 СГ.05 СГ.06 ОП.00 Безопасность жизнедеятельности Физическая культура Основы бережливого производства Кубановедение Общепрофессиональный цикл ОП.03 Строительные машины и средства малой механизации ОП.04 2 2 3 2 2 2 2 комп 2 2 2 2комп 4 4 4 2 ДЗ 1 Основы бизнеса, коммуникаций и финансовой грамотности 4 УП.01 Учебная практика Выполнение каменных работ 3 ПП.01 Производственная практика Выполнение каменных работ 4 УП.02 Учебная практика Технологии бетонных и опалубочных работ 4 ПП.02 Производственная опалубочных работ практика Технологии бетонных и 4 Из дисциплин общеобразовательного цикла определены экзамены по математике, русскому языку и литературе – в письменной форме; по физике (профильная дисциплина) – в устной. Так же предусмотрены экзамены экзамены по МДК.01.01 Технология каменных работ, МДК.02.01 Технология бетонных и опалубочных работ. 36 Экзамены квалификационные предусмотрены по ПМ.01 Выполнение каменных работ, ПМ.02 Выполнение бетонных и опалубочных работ. Промежуточная аттестация в форме экзамена проводится в пределах времени отведенного на дисциплину. Для реализации внутренней оценки качества образования техникумом разработаны комплекты оценочных средств, в которых определены четкие и понятные критерии оценивания, сроки и условия проведения. К внутренней оценке качества образования привлекаются работодатели и их объединения, иные юридические и (или) физические лица, включая педагогических работников образовательных организаций. Внешняя оценка качества образовательной программы может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля. 7.2. Требования к выпускным квалификационным работам: Требования к выпускным квалификационным работам предъявляются в соответствии с Положением о порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта», ФГОС СПО по профессии и программой государственной итоговой аттестации. Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) является обязательной для образовательных организаций СПО. Она проводится по завершении всего курса обучения по направлению подготовки. В ходе ГИА оценивается степень соответствия сформированных компетенций выпускников требованиям ФГОС СПО. 7.3. Организация государственной итоговой аттестации выпускников: Государственная итоговая аттестация проводится в соответствии с Положением о порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Краснодарского края «Кропоткинский техникум технологий и железнодорожного транспорта». Выпускники, освоившие программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, выполняют выпускную квалификационную работу в виде демонстрационного экзамена. 37 Государственная итоговая аттестация завершается присвоением мастер общестроительных работ квалифицированного рабочего, служащего: наименование мастер общестроительных работ. Типовое задание для демонстрационного экзамена: 38 39 ЛИСТ ПЕРЕУТВЕРЖДЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 08.01.27 Мастер общестроительных работ рассмотрена на заседании педагогического "_31_"_августа_2023 г.) утверждена совета (протокол № _1_ от на 2023- 2024 учебный год приказом №____ директора ГБПОУ «КТТиЖТ» от "_31_" августа 2023г. Директор ГБПОУ "КТТиЖТ" _________________ / В.А.Шахбазян / ---------------------------------------------------------------------------------------------------рассмотрена на заседании педагогического совета (протокол № __ от "__"_________20__ г.) переутверждена на 20__- 20__ учебный год приказом директора ГБПОУ «КТТиЖТ» №___ от "__"_________20__ г. (без изменений / с изменениями) Директор ГБПОУ "КТТиЖТ" _________________ / _______________ / рассмотрена на заседании педагогического совета (протокол № __ от "__"_________20__ г.) переутверждена на 20__- 20__ учебный год приказом директора ГБПОУ «КТТиЖТ» №___ от "__"_________20__ г. (без изменений / с изменениями) Директор ГБПОУ "КТТиЖТ" _________________ / _______________ / ---------------------------------------------------------------------------------------------------- 40