Приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 N 388 (ред. от 01.09.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2014 N 32769) Документ предоставлен КонсультантПлюс www.consultant.ru Дата сохранения: 16.12.2022 Приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 N 388 (ред. от 01.09.2022) "Об утверждении федерального государственного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 16.12.2022 Зарегистрировано в Минюсте России 18 июня 2014 г. N 32769 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 22 апреля 2014 г. N 388 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.02.06 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ Список изменяющих документов (в ред. Приказов Минпросвещения России от 13.07.2021 N 450, от 01.09.2022 N 796) В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377), приказываю: 1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог. 2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2010 г. N 193 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 190623 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 апреля 2010 г., регистрационный N 17049). 3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2014 года. Министр Д.В.ЛИВАНОВ Приложение Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 апреля 2014 г. N 388 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.02.06 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 2 из 18 Приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 N 388 (ред. от 01.09.2022) "Об утверждении федерального государственного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 16.12.2022 ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ Список изменяющих документов (в ред. Приказов Минпросвещения России от 13.07.2021 N 450, от 01.09.2022 N 796) I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация). 1.2. Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности. Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурноспортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена. При реализации программы подготовки специалистов среднего звена образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема - передачи информации в доступных для них формах. 1.3. Образовательная деятельность при освоении образовательной программы или отдельных ее компонентов организуется в форме практической подготовки. (п. 1.3 введен Приказом Минпросвещения России от 13.07.2021 N 450) 1.4. Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерную основную образовательную программу примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы. (п. 1.4 введен Приказом Минпросвещения России от 13.07.2021 N 450) II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ В настоящем стандарте используются следующие сокращения: СПО - среднее профессиональное образование; ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования; ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена; ОК - общая компетенция; КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 3 из 18 Приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 N 388 (ред. от 01.09.2022) "Об утверждении федерального государственного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 16.12.2022 ПК - профессиональная компетенция; ПМ - профессиональный модуль; МДК - междисциплинарный курс. III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 3.1. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации. 3.2. Сроки получения СПО по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 1. Таблица 1 Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ среднее общее образование Наименование квалификации базовой подготовки Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения <1> 2 года 10 месяцев Техник основное общее образование 3 года 10 месяцев <2> -------------------------------<1> Независимо от применяемых образовательных технологий. <2> Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО. 3.3. Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки превышают на один год срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки. Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 2. Таблица 2 Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ среднее общее образование Наименование квалификации углубленной подготовки Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения <3> Старший техник основное общее образование 3 года 10 месяцев 4 года 10 месяцев <4> -------------------------------<3> Независимо от применяемых образовательных технологий. <4> Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО. КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 4 из 18 Приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 N 388 (ред. от 01.09.2022) "Об утверждении федерального государственного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 16.12.2022 Сроки получения СПО по ППССЗ базовой и углубленной подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются: а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения: на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год; на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года; б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 10 месяцев. 3.4. Срок получения образования по образовательной программе, реализуемой в условиях эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта "Профессионалитет", а также объем такой образовательной программы могут быть уменьшены с учетом соответствующей ПООП, но не более чем на 40 процентов от срока получения образования и объема образовательной программы, установленных ФГОС СПО <5>, за исключением срока получения образования и объема образовательной программы, отведенных на получение среднего общего образования в пределах образовательной программы. (п. 3.4 введен Приказом Минпросвещения России от 01.09.2022 N 796) -------------------------------<5> Пункт 11 Положения о проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта "Профессионалитет", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2022 г. N 387 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 12, ст. 1871). (сноска введена Приказом Минпросвещения России от 01.09.2022 N 796) IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ 4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация и проведение работ по эксплуатации, ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава железных дорог. 4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: детали, узлы, агрегаты, системы подвижного состава железных дорог; техническая документация; технологическое оборудование; первичные трудовые коллективы. 4.3. Техник готовится к следующим видам деятельности: 4.3.1. Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава. 4.3.2. Организация деятельности коллектива исполнителей. 4.3.3. Участие в конструкторско-технологической деятельности. 4.3.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО). 4.4. Старший техник готовится к следующим видам деятельности: КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 5 из 18 Приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 N 388 (ред. от 01.09.2022) "Об утверждении федерального государственного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 16.12.2022 4.4.1. Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава. 4.4.2. Организация деятельности коллектива исполнителей. 4.4.3. Участие в конструкторско-технологической деятельности. 4.4.4. Обеспечение надежности подвижного состава (по видам подвижного состава). 4.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО). V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА 5.1. Техник должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК): ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. (п. 5.1 в ред. Приказа Минпросвещения России от 01.09.2022 N 796) 5.2. Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности: 5.2.1. Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава. ПК 1.1. Эксплуатировать подвижной состав железных дорог. ПК 1.2. Производить техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог в соответствии с требованиями технологических процессов. ПК 1.3. Обеспечивать безопасность движения подвижного состава. 5.2.2. Организация деятельности коллектива исполнителей. КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 6 из 18 Приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 N 388 (ред. от 01.09.2022) "Об утверждении федерального государственного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 16.12.2022 ПК 2.1. Планировать и организовывать производственные работы коллективом исполнителей. ПК 2.2. Планировать и организовывать мероприятия по соблюдению норм безопасных условий труда. ПК 2.3. Контролировать и оценивать качество выполняемых работ. 5.2.3. Участие в конструкторско-технологической деятельности. ПК 3.1. Оформлять техническую и технологическую документацию. ПК 3.2. Разрабатывать технологические процессы на ремонт отдельных деталей и узлов подвижного состава железных дорог в соответствии с нормативной документацией. 5.2.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. 5.3. Старший техник должен обладать следующими общими компетенциями: ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. (п. 5.3 в ред. Приказа Минпросвещения России от 01.09.2022 N 796) 5.4. Старший техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности: 5.4.1. Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава (по видам подвижного состава). ПК 1.1. Эксплуатировать подвижной состав железных дорог. ПК 1.2. Производить техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог в соответствии с требованиями технологических процессов. ПК 1.3. Обеспечивать безопасность движения подвижного состава. КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 7 из 18 Приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 N 388 (ред. от 01.09.2022) "Об утверждении федерального государственного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 16.12.2022 5.4.2. Организация деятельности коллектива исполнителей. ПК 2.1. Планировать и организовывать производственные работы коллективом исполнителей. ПК 2.2. Планировать и организовывать мероприятия по соблюдению норм безопасных условий труда. ПК 2.3. Контролировать и оценивать качество выполняемых работ. 5.4.3. Участие в конструкторско-технологической деятельности (по видам подвижного состава). ПК 3.1. Оформлять техническую и технологическую документацию. ПК 3.2. Разрабатывать технологические процессы на ремонт отдельных деталей и узлов подвижного состава железных дорог в соответствии с нормативной документацией. 5.4.4. Обеспечение надежности подвижного состава (по видам подвижного состава). ПК 4.1. Определять состояние узлов, агрегатов и систем подвижного состава с использованием диагностических средств и измерительных комплексов, анализировать полученные результаты. ПК 4.2. Проверять детали подвижного состава средствами неразрушающего контроля, анализировать полученные результаты. ПК 4.3. Планировать и организовывать производственные работы с использованием системы менеджмента качества. ПК 4.4. Использовать в производственных процессах средства автоматизации и механизации. 5.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА 6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов: общего гуманитарного и социально-экономического; математического и общего естественнонаучного; профессионального; и разделов: учебная практика; производственная практика (по профилю специальности); производственная практика (преддипломная); промежуточная аттестация; государственная итоговая аттестация. 6.2. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 8 из 18 Приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 N 388 (ред. от 01.09.2022) "Об утверждении федерального государственного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 16.12.2022 модули вариативной части определяются образовательной организацией. Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин. Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности). 6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура". Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов. Обязательная часть математического и общего естественнонаучного учебного цикла ППССЗ как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "ЕН.01. Математика", "ЕН.02. Информатика". (абзац введен Приказом Минпросвещения России от 01.09.2022 N 796) Обязательная часть общепрофессионального учебного цикла как базовой, так и углубленной подготовки образовательной программы должна предусматривать изучение следующих дисциплин: "ОП.01. Инженерная графика", "ОП.02. Техническая механика", "ОП.03. Электротехника", "ОП.04. Электроника и микропроцессорная техника", "ОП.05. Материаловедение", "ОП.06. Метрология, стандартизация и сертификация", "ОП.07. Железные дороги", "ОП.08. Охрана труда", "ОП.09. Безопасность жизнедеятельности". (абзац введен Приказом Минпросвещения России от 01.09.2022 N 796) Обязательная часть профессионального учебного цикла базовой подготовки образовательной программы должна предусматривать изучение следующих профессиональных модулей и междисциплинарных курсов: "ПМ.01 Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава", "МДК.01.01. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (по видам подвижного состава)", "МДК.01.02. Эксплуатация подвижного состава (по видам подвижного состава) и обеспечение безопасности движения поездов", "ПМ.02 Организация деятельности коллектива исполнителей", "МДК.02.01. Организация работы и управление подразделением организации", "ПМ.03 Участие в конструкторско-технологической деятельности (по видам подвижного состава)", "МДК.03.01. Разработка технологических процессов, технической и технологической документации (по видам подвижного состава)", "ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих". (абзац введен Приказом Минпросвещения России от 01.09.2022 N 796) Обязательная часть профессионального учебного цикла углубленной подготовки образовательной программы должна предусматривать изучение следующих профессиональных модулей и междисциплинарных курсов: (абзац введен Приказом Минпросвещения России от 01.09.2022 N 796) "ПМ.01 Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного состава", "МДК.01.01. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (по видам подвижного состава)", "МДК.01.02. Эксплуатация подвижного состава (по видам подвижного состава) и обеспечение безопасности движения поездов", "ПМ.02 Организация деятельности коллектива исполнителей", "МДК.02.01. Организация работы и управление подразделением организации", "ПМ.03 Участие в конструкторско-технологической деятельности (по видам подвижного состава)", "МДК.03.01. Разработка технологических процессов, технической и технологической документации", "ПМ.04 Обеспечение надежности подвижного состава (по видам подвижного состава)", "МДК.04.01. Диагностика и неразрушающий контроль", "МДК.04.02. КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 9 из 18 Приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 N 388 (ред. от 01.09.2022) "Об утверждении федерального государственного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 16.12.2022 Автоматизация и механизация производственных процессов", "ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих". (абзац введен Приказом Минпросвещения России от 01.09.2022 N 796) 6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам. Таблица 3 Структура программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) учебные циклы 3186 и В том числе часов обязательных учебных занятий 2124 ОГСЭ.00 Общий гуманитарный экономический социально- 648 432 ЕН.00 Математический естественнонаучный общий 216 144 П.00 Профессиональный, в том числе: 2322 1548 ОП.00 общепрофессиональные дисциплины 756 504 ПМ.00 профессиональные модули 1566 1044 вариативная часть 1350 900 итого по обязательной части ППССЗ 4536 3024 учебная и производственная практики 25 нед. 900 и и разделы УП.00 ПП.00 ПДП.00 производственная (преддипломная) практика 4 нед. 144 ПА.00 промежуточная аттестация 5 нед. 180 ГИА.00 государственная итоговая аттестация 6 нед. 216 124 нед. 4464 на базе основного общего образования, 165 нед. включая получение среднего общего 5940 Общий объем образовательной программы: на базе среднего общего образования КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 10 из 18 Приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 N 388 (ред. от 01.09.2022) "Об утверждении федерального государственного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 16.12.2022 образования на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования Таблица 4 Структура программы подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки учебные циклы и Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) В том числе часов обязательных учебных занятий 4158 2772 ОГСЭ.00 Общий гуманитарный экономический социально- 906 604 ЕН.00 Математический естественнонаучный общий 216 144 П.00 Профессиональный, в том числе: 3036 2024 ОП.00 общепрофессиональные дисциплины 972 648 ПМ.00 профессиональные модули 2064 1376 вариативная часть 2052 1368 итого по обязательной части ППССЗ 6210 4140 учебная и производственная практики 31 нед. 1116 и и разделы УП.00 ПП.00 ПДП.00 производственная (преддипломная) практика 4 нед. 144 ПА.00 промежуточная аттестация 6 нед. 216 ГИА.00 государственная итоговая аттестация 9 нед. 324 165 нед. 5940 на базе основного общего образования, 206 нед. включая получение среднего общего образования на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего 7416 Общий объем образовательной программы: на базе среднего общего образования КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 11 из 18 Приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 N 388 (ред. от 01.09.2022) "Об утверждении федерального государственного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 16.12.2022 общего образования (п. 6.4 в ред. Приказа Минпросвещения России от 01.09.2022 N 796) VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА 7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с настоящим ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ. Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта. Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями. При формировании ППССЗ образовательная организация: имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации; имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к настоящему ФГОС СПО; обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО; обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям; обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения; обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы; обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов; должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. 7.2. При реализации ППССЗ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <6>. КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 12 из 18 Приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 N 388 (ред. от 01.09.2022) "Об утверждении федерального государственного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 16.12.2022 (в ред. Приказа Минпросвещения России от 01.09.2022 N 796) -------------------------------<6> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566. 7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки. 7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю. 7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю. 7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год в заочной форме обучения составляет 160 академических часов. 7.7. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период. 7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение. 7.9. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях). 7.10. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение медицинских знаний. 7.11. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППССЗ. В этом случае ППССЗ, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и СПО с учетом получаемой специальности СПО. Срок освоения ППССЗ в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе. основного общего образования, увеличивается на 52 недели из расчета: теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) промежуточная аттестация 39 нед. 2 нед. каникулы 11 нед. 7.12. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией. 7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <7>. (в ред. Приказа Минпросвещения России от 01.09.2022 N 796) КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 13 из 18 Приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 N 388 (ред. от 01.09.2022) "Об утверждении федерального государственного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 16.12.2022 -------------------------------<7> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, ст. 621; N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 8, ст. 709; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 8, ст. 600; N 17, ст. 1587; N 18, ст. 1687; N 25, ст. 2484; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4848; 2005, N 10, ст. 763; N 14, ст. 1212; N 27, ст. 2716; N 29, ст. 2907; N 30, ст. 3110, ст. 3111; N 40, ст. 3987; N 43, ст. 4349; N 49, ст. 5127; 2006, N 1, ст. 10, ст. 22; N 11, ст. 1148; N 19, ст. 2062; N 28, ст. 2974, N 29, ст. 3121, ст. 3122, ст. 3123; N 41, ст. 4206; N 44, ст. 4534; N 50, ст. 5281; 2007, N 2, ст. 362; N 16, ст. 1830; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5418; N 49, ст. 6070, ст. 6074; N 50, ст. 6241; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5746; N 52, ст. 6235; 2009, N 7, ст. 769; N 18, ст. 2149; N 23, ст. 2765; N 26, ст. 3124; N 48, ст. 5735, ст. 5736; N 51, ст. 6149; N 52, ст. 6404; 2010, N 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; N 31, ст. 4192; N 49, ст. 6415; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст. 3878; N 30, ст. 4589; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; N 50, ст. 7366; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7613; 2013, N 9, ст. 870; N 19, ст. 2329; ст. 2331; N 23, ст. 2869; N 27, ст. 3462, ст. 3477; N 48, ст. 6165). 7.14. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная. Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики. Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики. Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций. 7.15. Реализация ППССЗ должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года. 7.16. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ. Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение. Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет. Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 14 из 18 Приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 N 388 (ред. от 01.09.2022) "Об утверждении федерального государственного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 16.12.2022 электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебнометодическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий). Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданной за последние 5 лет. Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочнобиблиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований российских журналов. Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями, иными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет. 7.17. Требование к финансовым условиям реализации образовательной программы: финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже определенного в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации <8> и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <9>. (п. 7.17 в ред. Приказа Минпросвещения России от 01.09.2022 N 796) -------------------------------<8> Бюджетный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2022, N 29, ст. 5305). <9> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 29, ст. 5262. 7.18. Образовательная организация, реализующая ППССЗ, должна располагать материальнотехнической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений Кабинеты: социально-экономических дисциплин; иностранного языка; математики; информатики и информационных технологий в профессиональной деятельности; инженерной графики; технической механики; метрологии, стандартизации и сертификации; безопасности жизнедеятельности и охраны труда; КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 15 из 18 Приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 N 388 (ред. от 01.09.2022) "Об утверждении федерального государственного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 16.12.2022 конструкции подвижного состава; технической эксплуатации железных дорог и безопасности движения; общего курса железных дорог; методический. Лаборатории: электротехники; электроники и микропроцессорной техники; материаловедения; электрических машин и преобразователей подвижного состава; электрических аппаратов и цепей подвижного состава; автоматических тормозов подвижного состава; технического обслуживания и ремонта подвижного состава. Мастерские: слесарные; электросварочные; электромонтажные; механообрабатывающие. Спортивный комплекс: спортивный зал; абзацы тридцать первый - тридцать второй утратили силу. - Приказ Минпросвещения России от 13.07.2021 N 450. Залы: библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет; актовый зал. Реализация ППССЗ должна обеспечивать: выполнение обучающимися лабораторных и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров; освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности. При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 16 из 18 Приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 N 388 (ред. от 01.09.2022) "Об утверждении федерального государственного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 16.12.2022 программного обеспечения. 7.19. Реализация ППССЗ осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации. Реализация ППССЗ образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППССЗ образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации. VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА 8.1. Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся. 8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения. 8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей. Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели. 8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин; оценка компетенций обучающихся. Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы. 8.5. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам <10>. (в ред. Приказа Минпросвещения России от 01.09.2022 N 796) -------------------------------<10> Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 17 из 18 Приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 N 388 (ред. от 01.09.2022) "Об утверждении федерального государственного образов... Документ предоставлен КонсультантПлюс Дата сохранения: 16.12.2022 Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566). 8.6. Государственная итоговая аттестация проводится в форме государственного экзамена и (или) защиты дипломного проекта (работы). (п. 8.6 в ред. Приказа Минпросвещения России от 01.09.2022 N 796) Приложение к ФГОС СПО по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ К ОСВОЕНИЮ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА Код по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 01694) Наименование профессий рабочих, должностей служащих 1 2 15859 Оператор по обслуживанию и ремонту вагонов и контейнеров 16269 Осмотрщик вагонов 16275 Осмотрщик-ремонтник вагонов 16783 Поездной электромеханик 16856 Помощник машиниста дизельпоезда 16878 Помощник машиниста тепловоза 16885 Помощник машиниста электровоза 16887 Помощник машиниста электропоезда 17334 Проводник пассажирского вагона 18507 Слесарь по осмотру и ремонту локомотивов на пунктах технического обслуживания 18540 Слесарь по ремонту подвижного состава КонсультантПлюс надежная правовая поддержка www.consultant.ru Страница 18 из 18