Стандарт Тракторист-машинист сх производства (тракторист-машинист сх производства

B7SIXQ

ШЩ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАВ
Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р UPJFWO» ЖФШйоссшїской
федерации
(МИНОБРНАУКИ РОС

П Р И К А З
«2»

'МЬрациошшйЛ'г d^STog
от

№

августа 2013 г.

740

Москва

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по профессии 110800.02 Трактористмашинист сельскохозяйственного производства

В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и
науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923), п р и к а з ы в а ю :
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный
стандарт среднего профессионального образования по профессии 110800.02
Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 8 октября 2009 г. № 389 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального
профессионального образования по профессии 110800.02 Тракторист-машинист
сельскохозяйственного производства» (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 16 декабря 2009 г., регистрационный № 15633).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

Ливано
в
Министр

ФГОС СПО - 06

Приложение
УТВЕРЖДЕН приказом
Министерства образования и науки
Российской Федерации . от «о1А>
2013 г. №

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
110800.02 ТРАКТОРИСТ-МАШИНИСТ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
ПРОИЗВОДСТВА
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт
среднего

профессионального

образования

представляет

собой

совокупность

обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии
110800.02

Тракторист-машинист

сельскохозяйственного

производства

для

профессиональной образовательной организации и образовательной организации
высшего

образования,

которые

имеют

право

на

реализацию

имеющих

государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих,
служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации (далее образовательная организация).
1.2. Право на
рабочих,

служащих

реализацию программы подготовки
по

профессии

сельскохозяйственного производства
наличии

соответствующей

110800.02

квалифицированных
Тракторист-машинист

имеет образовательная

лицензии

на

осуществление

организация

при

образовательной

деятельности.
Возможна

сетевая

форма

реализации

программы

подготовки

квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких
образовательных

организаций.

В

реализации

программы

подготовки

квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с
образовательными

организациями

также

могут

участвовать

медицинские

организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации,
ФГОС СПО - 06

3

обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения
учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной
деятельности,

предусмотренных

программой

подготовки

квалифицированных

рабочих, служащих1.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования;
ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по
профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ
3.1. Сроки получения СПО по профессии 110800.02 Тракторист-машинист
сельскохозяйственного производства в очной форме обучения и соответствующие
квалификации приводятся в Таблице 1.

Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст.
2326).
1

ФГОС СПО - 06

з

Таблица 1
Уровень образования,
необходимый для приема на
обучение по ППКРС

Наименование квалификации Срок получения СПО по ППКРС в
(профессий по Общероссийскому
очной форме обучения3
классификатору профессий
рабочих, должностей служащих и
тарифных разрядов) (ОК016-94)2

среднее общее образование

Слесарь по ремонту
сельскохозяйственных машин и
оборудования Трактористмашинист сельскохозяйственного
производства Водитель
автомобиля

основное общее образование

10 мес.
2 года 5 мес.4

3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих,
должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих,
должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании
ППКРС:
тракторист-машинист сельскохозяйственного производства - слесарь по
ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования;
тракторист-машинист

сельскохозяйственного

производства

-

водитель

автомобиля.
Сроки

получения

СПО

по

ППКРС

независимо

от

применяемых

образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения: на базе
среднего общего образования - не более чем на 1 год; на базе
основного общего образования - не более чем на 1,5 года;

ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение
выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
3
Независимо от применяемых образовательных технологий.
4
Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих,
служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом
получаемой профессии СПО.
ФГОС СПО - 06
2

4

б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более
чем на 6 месяцев.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область

профессиональной

деятельности

выпускников:

выполнение

механизированных работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур;
эксплуатация,

техническое

обслуживание

и

ремонт

тракторов,

комбайнов,

сельскохозяйственных машин, механизмов, установок, приспособлений и другого
инженерно-технологического оборудования сельскохозяйственного назначения.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
тракторы, самоходные сельскохозяйственные машины;
прицепные и навесные устройства;
оборудование животноводческих ферм и комплексов;
механизмы, установки, приспособления и другое инженерно-техническое
оборудование сельскохозяйственного назначения;
автомобили категории «С»;
инструменты, оборудование, стационарные и передвижные средства для
монтажа, ремонта и технического обслуживания сельскохозяйственных машин и
оборудования;
технологические процессы монтажа, ремонта и технического обслуживания
сельскохозяйственных машин и оборудования.
сырье и сельскохозяйственная продукция;
технологические операции в сельском хозяйстве.
4.3.

Обучающийся

по

профессии

110800.02

Тракторист-машинист

сельскохозяйственного производства готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин
и оборудования.
4.3.2. Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию
сельскохозяйственных машин и оборудования.
4.3.3. Транспортировка грузов.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
ФГОС СПО - 06

5

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями,
включающими в себя способность:
O K I . Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за
результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК

5.

Использовать

информационно-коммуникационные

технологии

в

профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
клиентами.
ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований
охраны труда и экологической безопасности.
ОК 8. Исполнять воинскую oбязaннocтьf в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).
5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными
компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин
и оборудования.
ПК 1.1. Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными
машинами всех видов на предприятиях сельского хозяйства.
ПК 1.2. Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных
культур в растениеводстве.

ФГОС СПО-06

*В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и воинской службе»

6

ПК 1.3. Выполнять работы по обслуживанию технологического оборудования
животноводческих комплексов и механизированных ферм.
ПК 1.4. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов,
сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического
обслуживания.
5.2.2. Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию
сельскохозяйственных машин и оборудования.
ПК

2.1.

Выполнять

работы

по

техническому

обслуживанию

сельскохозяйственных машин и оборудования при помощи стационарных и
передвижных средств технического обслуживания и ремонта.
ПК 2.2. Проводить ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и деталей
тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и
навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов с заменой
отдельных частей и деталей.
ПК 2.3. Проводить профилактические осмотры тракторов, самоходных и других
сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования
животноводческих ферм и комплексов.
ПК 2.4. Выявлять причины несложных неисправностей тракторов, самоходных
и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств,
оборудования животноводческих ферм и комплексов и устранять их.
ПК

2.5.

Проверять

на

точность

и

испытывать

под

нагрузкой

отремонтированные сельскохозяйственные машины и оборудование.
ПК

2.6.

Выполнять

работы

по

консервации

и

сезонному

хранению

сельскохозяйственных машин и оборудования.
5.2.3. Транспортировка грузов.
ПК 3.1. Управлять автомобилями категории «С».
ПК 3.2. Выполнять работы по транспортировке грузов.
ПК 3.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути
следования.
ПК 3.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации
транспортных средств.
ФГОС СПО - 06

7

ПК 3.5. Работать с документацией установленной формы. ПК 3.6. Проводить
первоочередные мероприятия на месте дорожно- транспортного происшествия.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура; учебная
практика; производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от
общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20
процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки,
определяемой
компетенций,

содержанием
умений

обязательной
и

знаний,

части,

получения

необходимых

дополнительных

для

обеспечения

конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального
рынка

труда

и

возможностями

продолжения

образования.

Дисциплины,

междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части
определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных
дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей
в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой(ым)
квалификации(ям). В состав профессионального модуля входит один или несколько
междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных
модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна
предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Объем
часов на дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» составляет 2 часа в неделю в
ФГОС СПО - 06

8

период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более
68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема
времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и
трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом
одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

ФГОС СПО - 06

9

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Таблица 2
Индекс

ОП.ОО

Наименование учебных циклов, разделов, модулей,
требования к знаниям, умениям, практическому
опыту

Обязательная часть учебных циклов ППКРС и
раздел «Физическая культура»
Общепрофессиональный учебный цикл
В результате изучения обязательной части учебного
цикла обучающийся по общепрофессиональным
дисциплинам должен: уметь:
читать рабочие и сборочные чертежи и схемы;
выполнять эскизы, технические рисунки и простые
чертежи деталей, их элементов, узлов; знать:
виды нормативно-технической и производственной
документации;
правила чтения технической документации; способы
графического представления объектов,
пространственных образов и схем;
правила выполнения чертежей, технических
рисунков и эскизов;
технику и принципы нанесения размеров.
уметь:
выполнять производственные работы с учетом
характеристик металлов и сплавов;

ФГОС СПО - 06

Всего
максимальной учебной
нагрузки
обучающегося
(час./нед.)
864
284

В т.ч. часов Индекс и наименование
Коды
дисциплин,
обязательных
формируемых
междисциплинарных
учебных
компетенций
курсов (МДК)
занятий

576
196
ОП.01. Основы
технического черчения

О К 1 - 8 ПК
1.3 -1.4 ПК 2.1
- 2.6 ПК 3.3
ПК 3.5

ОП.02. Основы
материаловедения и
технология

O K I - 8 ПК
1.3 - 1.4 ПК 2.1
- 2.6

10
выполнять общеслесарные работы: разметку, рубку,
правку, гибку, резку, опиливание, шабрение металла,
сверление, зенкование и развертывание отверстий,
клепку, пайку, лужение и склеивание, нарезание резьбы;
подбирать материалы и выполнять смазку деталей и
узлов; знать:
основные виды конструкционных и сырьевых,
металлических и неметаллических материалов;
особенности строения металлов и сплавов; основные
сведения о назначении и свойствах металлов и
сплавов, о технологии их производства; виды
обработки металлов и сплавов; виды слесарных
работ; правила выбора и применения инструментов;
последовательность слесарных операций; приемы
выполнения общеслесарных работ; требования к
качеству обработки деталей; виды износа деталей и
узлов; свойства смазочных материалов.

уметь:
читать кинематические схемы; проводить сборочноразборочные работы в соответствии с характером
соединений деталей и сборочных единиц;
производить расчет прочности несложных деталей и
узлов;
подсчитывать передаточное число; пользоваться
контрольно-измерительными приборами и
инструментом; знать:

ФГОС СПО - 06

общеслесарных работ

ПК 3.3-3.4

ОП.ОЗ.
Техническая O K I - 8 ПК
механика
с
основами 1.3 ПК 2.1 - 2.2
технических измерений
ПК 3.1 - 3.6

11
виды машин и механизмов, принцип действия,
кинематические и динамические характеристики;
типы кинематических пар; характер соединения
деталей и сборочных единиц; принцип
взаимозаменяемости; основные сборочные единицы
и детали; типы соединений деталей и машин; виды
движений и преобразующие движения механизмы;
виды передач; их устройство, назначение,
преимущества и недостатки, условные обозначения на
схемах;
передаточное отношение и число; требования к
допускам и посадкам; принципы технических
измерений; общие сведения о средствах измерения и их
классификацию.

уметь:
читать принципиальные, электрические и монтажные
схемы;
рассчитывать параметры электрических схем;
собирать электрические схемы; пользоваться
электроизмерительными приборами и
приспособлениями;
проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов
и контролировать качество выполняемых работ; знать:
электротехническую терминологию; основные
законы электротехники; типы электрических схем;
правила графического изображения элементов

ФГОС СПО - 06

ОП.04. Основы
электротехники

OK 1 - 8 ПК
1.3 ПК 2.1 - 2.2
ПК 3.1 - 3.6

12
электрических схем;
методы расчета электрических цепей; основные
элементы электрических сетей; принципы действия,
устройство, основные характеристики
электроизмерительных приборов, электрических
машин, аппаратуры управления и защиты;
схемы электроснабжения; основные правила
эксплуатации электрооборудования;
способы экономии электроэнергии; основные
электротехнические материалы; правила сращивания,
спайки и изоляции проводов.

уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите
работающих и населения от негативных воздействий
чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для
снижения уровня опасностей различного вида и их
последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать
средства
индивидуальной
и
коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных
специальностей и самостоятельно определять среди них
родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе
исполнения обязанностей военной службы на воинских
должностях в соответствии с полученной

ФГОС СПО - 06

32

ОП.05. Безопасность
жизнедеятельности

O K I - 8 ПК
1.1 -1.3 ПК 2.1
- 2.4 ПК 3.1 3.6

13

профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и
саморегуляции в повседневной деятельности и
экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов
экономики, прогнозирования развития событий и
оценки последствий при техногенных чрезвычайных
ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в
условиях противодействия терроризму как серьезной
угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их
последствия в профессиональной деятельности и быту,
принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской
обороны;
способы защиты населения от оружия массового
поражения;
меры пожарной безопасности и правила
безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан
на военную службу и поступления на нее в
добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и
специального снаряжения, состоящих на вооружении
(оснащении) воинских подразделений, в которых
имеются военно-учетные специальности, родственные
профессиям СПО; _______________________________

ФГОС СПО - 06

14
область применения получаемых профессиональных
знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи
пострадавшим.

П.00

Профессиональный учебный цикл

500

340

ПМ.00

Профессиональные модули

500

340

ПМ.01

Эксплуатация
и
техническое
обслуживание
сельскохозяйственных машин и оборудования
В результате изучения профессионального модуля
обучающийся должен: иметь практический опыт:
управления тракторами и самоходными
сельскохозяйственными машинами;
выполнения механизированных работ в сельском
хозяйстве;
технического обслуживания сельскохозяйственных
машин и оборудования; уметь:
комплектовать машинно-тракторные агрегаты для
проведения агротехнических работ в сельском хозяйстве;
t ' і выполнять агротехнические и агрохимические
работы
машинно-тракторными агрегатами на базе тракторов
основных марок, зерновыми и специальными
комбайнами;
выполнять технологические операции по
регулировке машин и механизмов;
перевозить
грузы на тракторных прицепах,
контролировать погрузку, размещение и закрепление на
них перевозимого груза;

ФГОС СПО - 06

9

МДК.01.01. Технологии
механизированных работ
в сельском хозяйстве

OKI-8
ПК 1.1 -1.4

МДК.01.02. Эксплуатация
и техническое
обслуживание
сельскохозяйственных
машин и оборудования

«

15

выполнять работы средней сложности
по
периодическому
техническому
обслуживанию
тракторов
и
агрегашруемых
с
ними
сельскохозяйственных
машин
с
применением
современных средств технического обслуживания;
выявлять
несложные
неисправности
сельскохозяйственных машин и оборудования и
самостоятельно выполнять слесарные работы по их
устранению;
под руководством специалиста более высокой
квалификации выполнять работы по подготовке,
установке на хранение и снятию с хранения
сельскохозяйственной техники;
оформлять первичную
документацию; знать:
устройство, принцип действия и технические
характеристики основных марок тракторов и
сельскохозяйственных машин;
мощность обслуживаемого двигателя и предельную
нагрузку прицепных приспособлений;
правила комплектования машинно-тракторных
агрегатов в растениеводстве и животноводстве; правила
работы с прицепными приспособлениями і и
устройствами;
«
методы и приемы выполнения агротехнических и
агрохимических работ;
пути и средства повышения плодородия почв;
средства и виды технического обслуживания
тракторов, сельскохозяйственных машин и
оборудования;

ФГОС СПО - 06

16

способы выявления и устранения дефектов в работе
тракторов, сельскохозяйственных машин и

ФГОС СПО - 06

ПМ.02

і

оборудования;
правила погрузки, укладки, строповки и разгрузки
различных грузов в тракторном прицепе;
содержание и правила оформления первичной
документации..
Выполнение слесарных работ по ремонту и
техническому обслуживанию
сельскохозяйственных машин и оборудования
В результате изучения профессионального модуля
обучающийся должен:

иметь практический опыт:
выполнения слесарных работ по ремонту и
техническому обслуживанию сельскохозяйственной
техники; уметь:
пользоваться нормативно-технической и
технологической документацией;
проводить техническое обслуживание и текущий
ремонт сельскохозяйственной техники с применением
современных контрольно-измерительных приборов,
инструментов и средств технического оснащения;
выявлять
и
устранять
причины
несложных
неисправностей сельскохозяйственной техники в
производственных условиях;
осуществлять самоконтроль по выполнению
техобслуживания и ремонта машин;
проводить консервацию и сезонное хранение
сельскохозяйственной
техники;
ФГОС СПО - 06
выполнять работы с соблюдением требований
безопасности;
соблюдать экологическую безопасность

16 3

МДК.02.01. Технология
слесарных работ по
ремонту и техническому
обслуживанию
сельскохозяйственных
машин и оборудования

OK 1 - 8 ПК
2.1 - 2.6

17

ФГОС СПО - 06

ПМ.03

4

производства; знать:
виды нормативно-технической и технологической
документации,
необходимой
для
выполнения
производственных работ;
правила применения современных контрольноизмерительных приборов, инструментов и средств
технического оснащения;
технологии технического обслуживания и ремонта
сельскохозяйственных машин и оборудования;
общие положения контроля качества технического
обслуживания и ремонта машин;
свойства, правила хранения и использования
топлива, смазочных материалов и технических
жидкостей;
правила и нормы охраны труда, техники
безопасности производственной санитарии и пожарной
безопасности.
Транспортировка грузов
В результате изучения профессионального модуля
обучающийся должен: иметь практический опыт:
управления автомобилями категории «С»; уметь:
соблюдать Правиладорожного движения; безопасно
управлять транспортными средствами в различных
дорожных и метеорологических условиях; уверенно
действовать в нештатных ситуациях; управлять своим
эмоциональным состоянием, уважать права других
участников дорожного движения, конструктивно
разрешать
межличностные
конфликты, возникшие
ФГОС СПО
- 06
между участниками дорожного движения; выполнять
контрольный осмотр транспортных

18

«

МДК.04.01.
Теоретическая
подготовка водителей
автомобилей категории
«С»
«

ОК 1 - 8 ПК
3.1 - 3.6

19

средств перед выездом и при выполнении поездки;
заправлять
транспортные
средства
горючесмазочными
материалами
и
специальными
жидкостями
с
соблюдением
экологических
требований;
устранять возникшие во время эксплуатации
транспортных средств мелкие неисправности, не
требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением
требований техники безопасности; соблюдать режим
труда и отдыха; обеспечивать прием, размещение,
крепление и перевозку грузов;
получать, оформлять и сдавать путевую и
транспортную документацию;
принимать возможные меры для оказания первой
помощи пострадавшим при дорожно-транспортных
происшествиях;
соблюдать
требования
по
транспортировке
пострадавших;
использовать средства
пожаротушения; знать:
основы законодательства в сфере дорожного
движения, Правила дорожного движения;
правила эксплуатации транспортных средств; правила
перевозки грузов и пассажиров;
»
виды ответственности за нарушение Правил
дорожного
движения,
правил
эксплуатации
транспортных средств и норм по охране окружающей
среды в соответствии с законодательством Российской
Федерации;

ФГОС СПО - 06

20

назначение, расположение, принцип действия основных
механизмов и приборов транспортных _______________ ______________ средств;
)

ФГОС СПО - 06

ФК.00

правила техники безопасности при проверке
технического
состояния
транспортных
средств,
проведении погрузочно-разгрузочных работ;
порядок
выполнения
контрольного
осмотра
транспортных средств перед поездкой и работ по его
техническому обслуживанию;
перечень неисправностей и условий, при которых
запрещается эксплуатация транспортных средств или их
дальнейшее движение;
приемы устранения неисправностей и выполнения
работ по техническому обслуживанию;
правила
обращения
с
эксплуатационными
материалами;
требования, пред ъявляемые к режиму труда и
отдыха, правила и нормы охраны труда и техники
безопасности;
основы безопасного управления транспортными
средствами;
порядок
оформления
путевой
и
товарнотранспортной документации;
порядок действий водителя в нештатных ситуациях;
комплектацию аптечки, назначение и правила
применения входящих в ее состав средств;
приемы и последовательность действий по оказанию
первой
помощи
пострадавшим
при
дорожнотранспортных происшествиях;
правила применения средств пожаротушения.
Физическая
ФГОС СПО -культура
06
В результате изучения раздела «Физическая культура»
обучающийся должен: уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную
деятельность для укрепления здоровья, достижения

«

19

80

40

ОК2
ОКЗ
О К 6 ОК 7 ОК
8

жизненных и профессиональных целей; знать:
о роли физической культуры в общекультурном,
профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни.

216

УП.00
ПП.00

Вариативная часть учебных циклов ППКРС
(определяется образовательной организацией)
Всего часов обучения по учебным циклам ППКРС
и разделу «Физическая культура»
Учебная практика
Производственная практика

ПА.00
ГИА.00

Промежуточная аттестация
Государственная итоговая аттестация

1 нед.
1 нед.

4

ФГОС СПО - 06

і

20

144

1080

720

19 нед.

684

O K I - 8 ПК
1.1 -1.4 ПК 2.1
- 2.6 ПК 3.1 3.6

»

»

21

Таблица З
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной
форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
20 нед.
Обучение по учебным циклам и разделу «Физическая культура»
Учебная практика
Производственная практика
Промежуточная аттестация
Государственная итоговая аттестация
Каникулы
Итого

19 нед.
1 нед.
1 нед.
2 нед.
43 нед.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
7.1.

Образовательная

организация

самостоятельно

разрабатывает

и

утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу
профессий

рабочих

(должностей

служащих)

по

ОК

016-94

(исходя

из

рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2. ФГОС СПО), и с
учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна
определить

ее

специфику

с

учетом

направленности

на

удовлетворение

потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты
обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического
опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны
соответствовать присваиваемой(ым) квалификации(ям), определять содержание
образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией
совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация: имеет право
использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов
ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули
обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с
потребностями
организации;
ФГОС СПО - 06

работодателей и спецификой деятельности образовательной

22

обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей,
особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и
социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей
четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям,
приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в
сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и
мастеров производственного обучения;
обязана

обеспечивать

обучающимся

возможность

участвовать

в

формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана

формировать

социокультурную

среду,

создавать

условия,

необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения
здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента
образовательного

процесса,

включая

развитие

самоуправления,

участие

обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих
клубов;
должна

предусматривать

при

реализации

компетентностного

подхода

использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с
применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр,
индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций,
психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с
внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных
компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и
обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»5.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54
академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной
ФГОС спо - 06
5
Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, стг 7598; 2013, № 19, ст. 2326.

23

(самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме
обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной
форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в
учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период
при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине «Физическая культура» могут быть предусмотрены
еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды
подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах,
секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек
использовать

70

процентов

учебного

времени

дисциплины

«Безопасность

жизнедеятельности», отведенного на изучение основ военной службы, на освоение
основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с
одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В
этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования,
разрабатывается

на

основе

требований

соответствующих

федеральных

государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего
профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для'лиц, обучающихся на
базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36
часов в неделю)
промежуточная аттестация
каникулы

57 нед.
3 нед.
22 нед.

7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам
обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на

ФГОС СПО - 06

24

одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации
образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся
на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций
(групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной
организацией.
7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы 5.
7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет
собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление,
развитие

практических

определенных

видов

навыков
работ,

и

компетенций

связанных

с

в

процессе

будущей

выполнения

профессиональной

деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды
практик: учебная и производственная.
Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной
организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в
рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно
в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими
занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели

и

задачи,

программы

и

формы

отчетности

определяются

образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление
деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или
на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих
организаций.
7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами,
имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее
профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного

Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и
военной службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998 , № 13, ст. 1475; 2004, №
35, ст. 3607; 2005, № 30, ст. 3111; 2007, № 49, ст. 6070; 2008, № 30, ст. 3616; 2013, № 27, ст. 3477).
5

ФГОС СПО - 06

25

обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем
предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях
соответствующей

профессиональной

сферы

является

обязательным

для

преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального
учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения
получают

дополнительное

профессиональное

образование

по

программам

повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных
организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по
всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям
ППКРС.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и
обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося
к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню
дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся
должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным
печатным

и/или

электронным

изданием

по

каждой

дисциплине

общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным
и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая
электронные базы периодических изданий).
Библиотечный

фонд

должен

быть

укомплектован

печатными

и/или

электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по
дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать
официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете
1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам
библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных
ФГОС СПО - 06

26

журналов.
Образовательная

организация

должна

предоставить

обучающимся

возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями,
в том числе образовательными организациями, и доступ к современным
профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований
федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных
бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи
68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Обобразовании в
Российской

Федерации»7.

Финансирование

реализации

ППКРС

должно

осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных
затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного
уровня.
7.16.

Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна

располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех
видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной,
междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных
учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база
должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
инженерной графики;
технической
механики;
материаловедения;
управления транспортным средством и безопасности движения;
безопасности жизнедеятельности и охраны труда.
Лаборатории:
технических измерений;
электротехники;

ФГОС
Собрание
СПОзаконодательства
- 06
Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326.
7

27

тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин;
оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм;
автомобилей;
технологии производства продукции растениеводства;
технологии производства продукции животноводства.
Мастерские:
слесарная мастерская;
пункт технического обслуживания.
Тренажеры, тренажерные комплексы:
тренажер для выработки навыков и совершенствования техники управления
транспортным средством. Полигоны:
учебно-производственное хозяйство; автодром, трактородром;
гараж с учебными автомобилями категории «С». Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для
стрельбы. Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет; актовый зал.
Реализация ППКРС должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий,
включая как обязательный компонент практические задания с использованием
персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной
соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в
организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
Образовательная

организация

должна

быть

обеспечена

необходимым

комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на
государственном языке Российской Федерации.

ФГОС СПО - 06

28

Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на
территории

республики

Российской

Федерации,

может

осуществляться

на

государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с
законодательством

республик

Российской

Федерации.

Реализация

ППКРС

образовательной организацией на государственном языке республики Российской
Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской
Федерации.
VIII. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ
8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль
успеваемости,

промежуточную

и

государственную

итоговую

аттестацию

обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости,
промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю
разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до
сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных
достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль
успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств,
позволяющие

оценить

умения,

знания,

практический

опыт

и

освоенные

компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и
междисциплинарным

курсам

в

составе

профессиональных

модулей

разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а
для

промежуточной

аттестации

по

профессиональным

модулям

и

для

государственной итоговой аттестации — разрабатываются и утверждаются
образовательной

организацией

после

предварительного

положительного

заключения работодателей.
Для

промежуточной

аттестации

обучающихся

по

дисциплинам

(междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины

ФГОС СПО - 06

29

(междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно
привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального
приближения

программ

профессиональным

промежуточной

модулям

к

аттестации

условиям

их

будущей

обучающихся

по

профессиональной

деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов
должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка

качества

подготовки

обучающихся

и

выпускников

осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения
дисциплин; оценка компетенций
обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной
службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не
имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный
план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено
порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным
о

программам среднего профессионального образования .
8.6. Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной
квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и
письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие
тематики

выпускной

нескольких

квалификационной

профессиональных

работы

модулей;

содержанию
выпускная

одного

или

практическая

квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже
разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС СПО.

ФГОС СПО - 06

9

Государственный

экзамен

вводится

по

усмотрению

образовательной

организации.
8.7. Обучающиеся по ППКРС, не имеющие среднего общего образования, в
соответствии с частью 6 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»9 вправе бесплатно пройти
государственную

итоговую

аттестацию,

образовательных

программ

среднего

которой

общего

-

завершается

образования.

При

освоение
успешном

прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной
образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем
образовании.
Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598;
2013, № 19, ст. 2326).
8

ФГОС
Собрание
СПОзаконодательства
- 06
Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326.
7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».